22 марта. Метро. Пустые платформы станции, полупустые вагоны. Замечу: выходной день в самом разгаре. Обычно в это время в вагонах не протолкнуться.
Пандемия. Город вымер.
Ни разу, ни одна из многочисленных экзотических эпидемий последних лет не вызывала такой реакции у населения. Ни свиной грипп, ни птичий. Хотя, как я понимаю, и тот и другой являются такими же коронавирусными инфекциями. И от них также умирали люди, и протекали эти вирусные заболевания тяжело. Но никакой паники не было.
И вдруг, в 2020 году начинают публично во всех СМИ считать каждого заболевшего, каждого умершего и каждого пересёкшего границу. С чего бы такой психоз?
Ладно, кто и зачем превратил эпидемию в премьеру триллер-шоу мы, вероятно, сможем понять уже в самом ближайшем будущем, по тому, кто "спасёт человечество" и заработает на вирусе. А пока я начинаю считать. Считать убытки.
Не скажу, что очень переживаю за доходы метрополитена. Но, пассажиропоток заметно снизился. Парк вагонов, штат сотрудников, километры пути, количество оборудования не изменились. Отсюда вывод: себестоимость перевозки одного пассажира возросла. Кто будет платить? Понятно, что нашим кошелькам это ещё аукнется.
Но потери метрополитена - самое дно проблемы.
Вирус уже разрушает экономические связи и бизнес, как таковой.
Родственник торгует швейной фурнитурой. Заказчики в основном с Севера. Они отказываются от кружев и пуговиц. Они просят марлю. Марли у поставщиков нет. Раскупили всю. На маски. Карантин на границе срывает поставки товара. Тупик.
Если бы родственник был единственной жертвой коронавирусной паники, можно было бы сказать: «Жаль. Не повезло!».
Но вот здесь начинается самое интересное.
Вся наша цивилизация, все миллиарды людей её составляющие живут в системе, в которой товар производится и продаётся. Если производство и продажу остановить – система рухнет. Потому, что действительно необходимый минимум товаров и продуктов составляет едва ли 10 процентов от оборота мирового производства. Все остальное – это надстройка, те самые кружева и пуговицы. Надстройка, без которой, в принципе, можно жить. Но её обслуживает 90% населения. Они строят дома, потому, что мы отвыкли жить в пещерах. Они строят дороги, потому, что нам удобнее ездить на машинах. Они производят эти самые машины, и бензин для машин и нефть для бензина. И электричество, чтобы жить не при лучине. Этот ряд связей бесконечен. И всю эту махину можно остановить простым и вовсе не смертельным вирусом, помноженным на панику.
Экономисты, вероятно, смогут достаточно точно посчитать: какая цифра неприобретённых товаров и услуг станет точкой невозврата экономики, после которой всё схлопнется в ноль. Вопрос только в том: посчитают эту цифру до того как случится коллапс или уже постфактум.
А теперь самое интересное. Господа и дамы, товарищи и товарки, друзья и подруги! Ответьте себе на простые вопросы: кто из вас способен добывать огонь без зажигалки, воду без водопровода, еду без магазина, информацию без интернета, лекарства без аптек? Т.е., кто из вас выживет, если экономика схлопнется? Кто сможет прокормить семью, что называется, с земли?
Давайте к вирусу, увенчанному короной паники, относиться серьёзно, но без пиетета. Мыть руки, мерить температуру, возможно, ходить в масках. При первых признаках обращаться к врачу. Но не останавливать жизнь. Сегодня умирают сотни. Паникой мы убьём миллиарды.
Я прекрасно понимаю, что под этим материалом начнут плодиться минусы и возмущённые комментарии, но очень надеюсь, что кто-то попытается подумать. Такое случается в жизни.