Найти тему
Уголок Крокодилыча

Александр Вампилов: любовь на все времена

Очень люблю Александра Вампилова, мир его праху...

Всякий раз, как беру в руки сборник его произведений или сажусь смотреть экранизации, больше всего меня поражает следующее обстоятельство: все эти шедевры написал МОЛОДОЙ человек.

Вампилов погиб за два дня до своего полукруглого юбилея. Моторная лодка с драматургом на борту перевернулась 17-го августа 1972-го года, а 19-го числа ему должно было исполниться 35. Всего-то ТРИДЦАТЬ ПЯТЬ ЛЕТ.

Самое сложное - поверить в это: при соприкосновении с его пьесами кажется, что их автор гораздо старше. Что он - уже стократ умудренный опытом и битый жизнью человек с густой проседью в волосах и резкими суровыми морщинами на лице...

Ан нет. Период, когда были написаны пьесы и рассказы Вампилова, уместился в неполное десятилетие - с 1963 по 1972 годы. "Утиная охота", "Старший сын", "Провинциальные анекдоты", "Прощание в июне", "Прошлым летом в Чулимске", десятки рассказов - все эти произведения отстоят друг от друга на очень незначительные отрезки времени. И все - превосходны. Редко кому из авторов, пишущих помногу в сжатые сроки, удается избежать творческих спадов. Вампилову - удалось.

Портрет Александра Вампилова - увы, не знаю, кто автор...
Портрет Александра Вампилова - увы, не знаю, кто автор...

Источник фото

Описываемые ситуации - житейские, заурядные. За редким исключением Вампилов не изобретает фантастических сюжетных линий, он просто обнажает человеческие натуры и показывает реальную человеческую жизнь, как она есть. Словно отдельный фрагмент мутного житейского моря осветили лучом сверхмощного прожектора, и все стало видно с предельной четкостью. А для этого необходим подлинный талант.

Характеры героев раскрываются не сразу, но полностью, без остатка. Их реплики, действия, эмоции, душевные порывы абсолютно достоверны. Припомните персонажей вампиловских пьес, а потом оглядитесь вокруг себя - да вот же они, рядом с нами. Учатся, работают, живут.

Да и мы сами - тоже его герои. Хочется верить, что не из худших.

Просто для того, чтобы ТАК - до мельчайших подробностей - разглядеть их, а затем столь же наглядно преподнести читателю, необходимо обладать качествами Александра Вампилова. Его даром слова, его душевной чуткостью, мудростью, пониманием человеческой психологии.

И не оставляет эгоистичная в своей основе мысль: сколько бы он прожил и сколько еще замечательных произведений успел бы создать, не перевернись эта треклятая лодка на Байкале?!..

Очень жаль, что Вампилов прожил такую короткую жизнь. И очень здорово, что он все-таки жил, и спасибо ему за все им написанное. Его пьесы необходимо читать и перечитывать - хотя бы для того, чтобы спросить самого себя: а не покрываешься ли ты, друг ситный, житейской окалиной?

А в завершение - одна из моих любимых цитат из пьесы "Старший сын":

БУСЫГИН. Погоди. Он говорил, что он сам сочиняет музыку.
НИНА (насмешливо). Ну как же.
БУСЫГИН. А что за музыка?
НИНА. Музыка-то?.. Потрясающая музыка. То ли кантата, то ли оратория. Называется «Все люди – братья». Всю жизнь, сколько я себя помню, он сочиняет эту самую ораторию.
БУСЫГИН. Ну и как? Надеюсь, дело идет к концу?
НИНА. Еще как идет. Он написал целую страницу.
БУСЫГИН. Одну?
НИНА. Единственную. Только один раз, это было в прошлом году, он переходил на вторую страницу. Но сейчас он опять на первой.
БУСЫГИН. Да, он работает на совесть.
НИНА. Он ненормальный.
БУСЫГИН. А может, так ее и надо сочинять, музыку?..

Кадр из фильма "Старший сын" - 1976 г., режиссер Виталий Мельников. Слева направо - Бусыгин (Николай Караченцов), Сарафанов (Евгений Леонов) и Нина (Наталья Егорова).
Кадр из фильма "Старший сын" - 1976 г., режиссер Виталий Мельников. Слева направо - Бусыгин (Николай Караченцов), Сарафанов (Евгений Леонов) и Нина (Наталья Егорова).

"Спасибо, что дослушали куплеты" © :)
Автор будет искренне признателен за лайки, комментарии и вообще любую активность в рамках приличий и здравого смысла.