В советское время вышло много отличных мультипликационных фильмов, которые получали международные награды и получали международное признание публики. Сейчас, спустя десятилетия после окончания советской эпохи, мы видим насколько было богато то время профессионалами, талантами и зрителем, который это высоко ценил. Сейчас принято условно делить мультипликацию на взрослую и детскую. Т.е. есть мультфильмы, которые детям (как считается) пока смотреть рано и бесполезно. Я с этим категорически не согласен, и считаю, что многие советские образцы мультипликации нужно смотреть абсолютно всем, поскольку они (по моему же мнению) глубже и при этом внятнее, чем подавляющее большинство современного контента. Сегодня я приведу примеры из категории "мультфильмы с подтекстом" - каким именно, тоже вкратце разберёмся.
Лев и бык - 1983 год
Мультфильм срежиссировал легендарный Фёдор Савельевич Хитрук, принявший участие в создании множества прекрасных мультфильмов, которые своей популярностью у зрителя заметно обошли "Льва и быка", чего только стоит его трилогия "Винни Пух"?! Или "Каникулы Бонифация"? Но именно "Лев и бык", ставший последним срежиссированной работой Хитрука, попадает в мой список.
Грозный лев, сильнейший зверь в саванне, однажды встречает быка, ушедшего от своего хозяина. Прихвостень льва - шакал всячески пытается стравить двух животных, чтобы поживиться мясом убитого. Бык отвергает возможность стычки со львом, который до поры до времени тоже остерегается нападать на быка, видя в нём грозную силу. Тем не менее, обезумев от злости после очередного навета шакала, лев покидает свою пещеру, и в смертельной битве, убивает быка, который, смертельно ранив льва, обрекает того на скорую погибель. Оба гиганта мертвы, сгинул и шакал, раздавленный лапой агонизирующего льва.
Мультфильм был представлен публике в октябре 1983 года - в самый пик "холодной войны", время правления Рональда Рейгана, который 8 марта того же года назвал СССР "империей зла". В 1984 году он "в шутку", проверяя микрофон перед очередным выступлением сказал:
Мои соотечественники американцы, я рад сообщить вам сегодня, что подписал указ об объявлении России вне закона на вечные времена. Бомбардировка начнётся через пять минут.
"Лев и бык", как мне кажется - это реакция на то напряжение, которое образовалось в мире к 80-м годам, когда риторика западного лидера стала больше напоминать предвоенную пропаганду. В конце мультфильма Хитрук предостерегает зрителя, своеобразно, но весьма конкретно показывая дерево, ставшее свидетелем последней битвы льва и быка
Полигон - 1977 год
Режиссёром мультфильма выступил не менее легендарный, чем Хитрук мультипликатор Анатолий Петров, который подарил нам (на разных должностях) такие великолепные мультфильмы как: "Жил-был Козявин" (1966), "Рассеянный Джованни" (1968), "Бременские музыканты" (1969), "Халиф-аист" (1981) и многие-многие другие.
Мне бояться нечего... у меня на Земле никого не осталось
"Полигон" снят по одноимённому рассказу советского фантаста Севера Гансовского, который рассказывает нам об военном инженере-изобретателе, который создал уникальный танк, способный считывать агрессию и страх противника, умело обороняясь и беспощадно уничтожая того, кто с ним вступает в противоборство. На острове-полигоне, где развернулись испытания нового танка, учёный устраивает ловушку для ряда высокопоставленных военных, которые отчасти повинны в гибели его сына. Не испытывая страха, поскольку у него никого не осталось, инженер, уходит в сторону, оставляя военных с танком один на один. Результат предрешён... Вот только и сам создатель станет жертвой танка. Фильм снят в 1977 год.
Особая изюминка этой антивоенной картины - великолепный дубляж!
Халиф-аист - 1981 год
Визуальный шедевр режиссёра Валерия Угарова, подтекст которого не так легко понять без литературного первоисточника - сказки Вильгельма Гауфа, которую тот написал, будучи совсем юным - двадцатичетырёхлетним писателем. Тем не менее, каждый видит в "Халифе-аисте" своё! И это прекрасно! Что видите вы?
Перевал - 1988 год
Ещё один артефакт эпохи, для которой была характерна вера в мощь науки, всеобъемлемость человеческого гения и отвагу человека в целом. Сюжет мультипликационного фильма основан на романе Кира Булычёва "Посёлок". Сам автор был консультантом при написании сценария, но во многих моментах мультфильм отличается от первоисточника!
Дети, выросшие в диких условиях недружелюбной планеты, идут к давно оставленному кораблю своих родителей, который поможет вернуться им на Землю, на которой они никогда не были, и о которой слышали только по рассказам своих родителей - жертв космической аварии. Какой путь выберут дети? Захотят ли они стать частью дикого мира или, вооружившись инструментами науки, вернутся на Землю?
Кстати, "Тайна третьей планеты" тоже экранизация произведения Булычёва - повести «Путешествие Алисы»!