В Бельгийском городе Кортрейк состоялась творческая встреча с Заслуженным деятелем искусств республики Северная Осетия — Алания, членом Союза кинематографистов и Гильдии режиссеров России, лауреатом отечественных и международных кинофестивалей, режиссёром Вадимом Цаликовым. Мероприятие было организовано войсковым старшиной Аланского республиканского казачьего округа Терского казачьего войска Романом Алиевым. На мероприятии присутствовали представители турецкой осетинской общины, СМИ, представители осетинского землячества во Франции, Германии и Бельгии. Участникам встречи был представлен документальный фильм Вадима Цаликова «Алибек». Мы попросили рассказать режиссера о своих «бельгийских впечатлениях» .
Наша справка:
Картина известного российского режиссёра Вадима Цаликова «Алибек» получила главный приз в номинации «Лучший телевизионный фильм» Международного кинофестиваля «Кунаки» (Абхазия), Приз от Администрации Президента Абхазии , а также Специальный диплом жюри российского кинофестиваля «КрымДок», участвовала и в других кинофорумах. В конце прошлого, 2019 года, состоялась премьера фильма и на федеральном канале «Культура».
- Насколько я знаю, это уже далеко не первый твой приезд в Бельгию . Сейчас он был обусловлен только показом « Алибека»?
- Конечно нет. Бельгию я посещаю регулярно и с ней связан целый цикл работы над документальными фильмами. «Офланский роман», «Возвращение в Офланс», «И целой жизни стоит…», «Бельгийские москвичи», - все эти картины сняты за последние девять лет в этой европейской стране. И почти все они, за исключением картины «Возвращение в Офланс», посвящены историям из жизни наших соотечественников разных поколений,волею судеб оказавшихся в этом государстве. Были и их премьеры в Российском Центре науки и культуры в Брюсселе. Один из эпизодов фильма «Алибек» с воспоминаниями Маирбека Кантемирова – внука Алибека Тузаровича, кстати, тоже снят в столице Бельгии в 2017 году. Мне хотелось показать эту картину именно там, поскольку этот фильм косвенно стал еще и данью памяти замечательному человеку – Ларисе Стародубцевой, которой, к сожалению, не стало два года назад и которая очень помогла нам в работе с нашими бельгийскими героями, была нашим «гидом по Бельгии» , как мы ее называли. Последний раз мы виделись с ней как раз тогда, когда снимали «Алибека».
- Сейчас ты тоже работаешь над фильмом, связанным с бельгийским материалом?
- Да, я продолжил документальную историю , которая начиналась в картине «Бельгийские москвичи» и была связана с семьей бельгийцев с русскими корнями. Большая часть материала фильма уже отснята в этот приезд, и теперь я буду ждать своего героя фильма в Москве. Проект долгосрочный, мы никуда не торопимся и я планирую завершить его ближе к концу текущего года.
- Ты работаешь с прежним составом съемочной группы?
- Я бы сказал, с постоянным составом. Это и мой оператор Владимир Полянский, с которым в будущем году мы будем отмечать 20-летие совместной работы и композитор Вадим Буликов, чья замечательная музыка звучит в моих фильмах , звукорежиссер Виктор Брус и многие другие. Это сложившаяся творческая «команда» единомышленников, с которыми мне комфортно работать и в которой, за все эти годы, мне не приходилось разочаровываться. Отдельное спасибо хочу сказать и нашему земляку Роману Алиеву, который уже много лет живет в Бельгии и очень здорово помог нам в наших перемещениях по Европе еще в работе над картиной «Алибек» , а сейчас провел большую организационную работу и подготовку к нашей творческой встрече в Кортрейке.
- Кстати, какие твои впечатления о ней?
- Все прошло на очень хорошем уровне и в теплой атмосфере. На глазах у многих наших женщин в конце фильма я видел слезы. А потом состоялось очень теплое обсуждение, где все вспоминали наших легендарных наездников и основателя труппы – Алибека Тузаровича Кантемирова. Очень много говорилось о том вкладе, который он вместе со своими сыновьями внес для прославления Осетии и как важно эту картину показывать нашему молодому поколению. Зрители долго не расходились, несмотря на то, что многим из них надо было преодолеть не одну сотню километров, чтобы вернуться обратно – на показе присутствовали наши соотечественники не только из Бельгии, но и из Германии и Франции.
- Ситуация с короновирусом внесла свои коррективы?
- Честно говоря, я не видел там людей в масках.
- Раз уж зашла речь о молодом поколении, я знаю, что в прошлом году ты стал руководителем мастерской документального кино, доцентом филиала ВГИКа в Ростове-на-Дону. Как тебе преподавательская деятельность, твой курс?
- Это отдельная история, о которой я как-нибудь расскажу подробнее. Коротко могу только сказать, что мои студенты очень хорошо проявляют себя и считаются одними из лучших первокурсников в институте. Даже за эти полгода они представили достаточно интересные учебные работы, и пока я ими доволен, посмотрим, как будет дальше. Конечно, прибавилось сложностей с регулярными поездками из Москвы в Ростов и обратно, с учетом моей загруженности и работой над фильмом, но я вижу, что это все не зря.
- Спасибо за интервью.
Беседовала Мадина Тезиева