Принято думать (древнегреческими философами, конечно, принято), что у одного финикийского царя была красивая дочка - Европа. У какого царя конкретно не знаем, потому что версий много. Конкретика - это вообще не про греческие мифы.
Европа сияла необычайной для смертной красотой и была замечена сластолюбивым Зевсом. Задача перед громовержцем встала труднейшая - и даму похитить, и жену не гневить.
Для прикрытия от Геры (и в целях усыпления бдительности девушки) Зевс превратился в быка, подкрался к Европе и ее подругам на прогулке, а после неумолимо и быстро похитил красавицу.
Огромный бык принес девушку на Крит, где испытал все, ради чего затевал свою вылазку. Европа родила ему троих детей, а после вышла замуж за бездетного царя Крита. А Зевс начертал на небосводе созвездие тельца.
Такая вот история.
В XVI веке Тициан изобразил мифологический сюжет в золотящихся красках, бурливых потоках воды и облаков. Массивный бык и похищенная девушка будто в движении - она машет своим подругам, оставшимся на берегу, ярким платком, призывая на помощь. Помощи, однако, ждать не приходится - вокруг уже снуют амуры, намекая на продолжение истории.
А веком позже, в эпоху высокого барокко, "северный Тициан" Рембрандт написал тот же сюжет, но в более суровых, строгих красках - мифологическая, воздушная основа картины Тициана, уступила место драматичному реализму. Художник даже героиню изображает в темном, закрытом целомудренном платье (не дело обнажаться на глазах у приличных барышень XVII века!).
Итальянец Рени как мог романтизировал сюжет - сочные, яркие драпировки тканей, подчеркивающие силуэт Европы, белоснежный рогатый бык в цветочном венке и потерявшиеся далеко в фоне фигуры подруг - уже покинутых и отстраненных.
Француз Лоррен, мастер пейзажа, изображает сюжет в свойственной и привычной себе манере - больше статики, больше природы, меньше нагих форм и чувственности сюжета.
Представитель неаполитанской школы Джордано изобразил буйную (почти все художники, писавшие сюжет, старались передать динамику похищения) и даже тревожную картину. Подруги Европы то ли танцуют, то ли бегут, а пятнистый бык напружинился для скачка.
Французский живописец, гравер и декоратор Франсуа Буше рисует свою Европу на быке в традициях рококо целых два раза. Беспечность и легкомысленность эпохи переданы в сюжете приемом "за мгновение до" - когда белоснежный бык еще мирно возлежит у ног ничего не подозревающей красавицы, пока ее подруги танцуют и ласкают поразительное животное.
Иначе предстает Европа на картине Валентина Серова. XX век принес своим героиням рационализм, модернизм и философский взгляд на дерзкие ухаживания. Страха перед своим могучим похитителем Европа не испытывает, спокойно направляясь по буйному морю навстречу судьбе и утехам.
Сюжет похищения Европы Зевсом один из самых популярных в живописи. И сама идея похищения и принуждения женщин в изобилии представлена в древнегреческой мифологии - вспомнить Персефону или Дафну.
Художники переосмысляли историю, перенося ее на современность, на принятые эпохой нормы и вневременные образы. Женственность, красота, незащищенность и покорность пленят всемогущего, но трепетного героя - Зевса (он же бык, он же бог, он же мужчина), распределяя роли.
Гармонизация этого сюжета, идущего глубоко вразрез с ультрасовременными феминистскими настроениями, напоминает и дышит согласием и созвучностью природе.
Ставьте лайк и подписывайтесь на канал, если вам понравилась статья!
Читать Фривольные детали и укромные уголки на картине "Качели" Фрагонара