Найти в Дзене
Пресса Войны

22 МАРТА 1945 в ЦИТАТАХ:

«Бои наших войск, уничтожающих вражескую группировку в Восточной Пруссии, по-прежнему отличаются большой напряженностью. Чем ближе к побережью залива, тем заметнее следы этой ожесточенной борьбы. Многие хутора, поселки, фольварки совершенно разбиты артиллерийскими снарядами. Улицы завалены битым кирпичом, обвалившимися балками и стропилами, черепицей. Земля вся изрыта воронками. На полях, в лощинах, в придорожных кюветах, в траншеях лежат трупы немцев. Их так много, что в одном местечке нашим дорожникам пришлось специально очищать улицы от вражеских трупов, чтобы пропустить автомашины. Всюду много техники, брошенной немцами. Куда ни посмотришь, стоят орудия с поднятыми вверх стволами и рядом с ними повозки со снарядами. Часто встречаются разбитые и сожженные танки, самоходные орудия.» Подполковник Н. Прокофьев — Юго-западнее Кёнигсберга // «Красная звезда» № 68 (6056) от 22.03.1945 г. [1] ==> http://pressa-voiny.ru/1945/3/22/54877.html

«Отряд истребителей дважды Героя Советского Союза Ивана Кожедуба патрулировал над Одером. В небе было тихо, и скучающие летчики кружили в воздухе на небольшой высоте под грядой густых облаков.

Неожиданно в одно из окон, какие всегда можно найти даже в многобалльной облачности, вывалилось 30 «Фокке-Вульфов». Кожедуб и его товарищи знали, что победа в воздушном бою зависит прежде всего от того, кто первым заметит противника, по они не видали немецких самолетов, поэтому наземная радиостанция надрывалась:

— Маленькие, маленькие! Слева «Фоккеры». «Фоккеры» слева!..

Внезапно Кожедуб повернул шестерку под резким углом, и мы на аэродроме услышали его голос:

— Атакуем с хода!

Кожедуб ворвался в строй немецких самолетов. Послышались гулкие улары скорострельной пушки и отдаленные отрывистые очереди пулеметов. Головной «Фоккер» выбросил клуб дыма и стремительно пошел к земле. Может быть, две-три секунды продолжалось это его последнее, смертельное пике, но не успел «Фоккер» врезаться в землю, как Кожедуб зажег второй самолет и затем удачным ударом взорвал третий.

Немецкие бомбардировщики начали слеш но разгружаться. Больше двадцати «Фокке-Вульфов» одновременно открыли люки, и бомбы начали рваться на немецких позициях!

Уже одним этим Кожедуб и его товарищи добились победы. Но они не собирались выходить из боя. Они стремительно и напористо продолжали свои атаки и сумели за 19 минут сбить еще пять немецких бомбардировщиков.»
К. Непомнящий — Лётный день // «Комсомольская правда» № 68 (6088) от 22.03.1945 г. [2]
==>
http://pressa-voiny.ru/1945/3/22/54893.html

«На большом строгальном станке я читаю заводскую марку: «Станкостроительный завод имели Орджоникидзе». Краденный станок! Какой путь он проделал, чтобы здесь, вдали от Советской страны, в Померании ожидать возвращения на родной завод! Он уже занесен в книжку майора, его охраняет автоматчик, стоящий у ворот. Вчера я видел, как на машины грузили бойцы библиотеку Белорусской Академии наук, обнаруженную в родовом имении немецкого графа в Кремцове.

Все украденное немцами вернем — и станки, и картины, и книги, и музейную мебель, и статуи Петродворца (Петергофа), и гобелены Ливадии, и оборудование научных институтов, и самое дорогое — людей наших. Уже бегут на родину веселые эшелоны с освобожденными девушками Украины, Белоруссия и Кубани. Звенит из вагона песня, не разучились петь примолкшие в неволе голоса наших девчат. »
Р. Кармен — В немецком городе // «Известия» № 68 (8678) от 22.03.1945 г. [2]
==>
http://pressa-voiny.ru/1945/3/22/54887.html

«Медленно и плавно аэростат поднимается в воздух. В гондоле два офицера: пилот-воздухоплаватель гвардии лейтенант Файзулин и корректировщик командир артиллерийской батареи капитан Синев. Погода стоит ясная, и залив Фриш Гаф виден, как на ладони. На берегу залива капитан Синев заметил большое скопление автомашин. В бинокль хорошо видно, как идет эвакуация немцев на косу Фриш Неруст. Их отход прикрывают две артиллерийские батареи. Это важная цель. Синев передает по телефону команду на батарею. После первого залпа цель была накрыта, вражеская батарея выведена из строя. Затем огонь был перенесен на вторую батарею противника. Там первыми же снарядами были развиты две пушки, остальные умолкли. Теперь отступающие немецкие части оказались без прикрытия. После повой команды батарея точно поражает скопление немецких автомашин. С аэростата видно, как густой черный дым затянул берег залива. Это наш снаряд попал в боеприпасы. Вскоре с земли приказали прекратить огонь. Пункт на побережье залива был занят нашими частями.»
Майор В. Терновой — Воздушные наблюдатели // «Красная звезда» № 68 (6056) от 22.03.1945 г. [3]
==>
http://pressa-voiny.ru/1945/3/22/54878.html