Найти тему
ЛЕПЕСТОК КЛЕВЕРА

Выбираешь ювелирное изделие? Не купи эпоксидную смолу вместо горячей эмали. Как не ошибиться при выборе

Большинство из нас, купив кольцо или серьги с горячей эмалью в ювелирном магазине, даже не подозревают, что в их украшениях совсем не эмаль, а......эпоксидная смола.

Так что же такое горячая эмаль и почему изделия с ней не могут стоить дешево?

эпоксидная смола вместо горячей эмали

До тех пор, пока я сама не начала работать с настоящей горячей эмалью, я наивно полагала, что уж такой продвинутый бренд, как "Соколов", выпускает изделия, которые уж точно украшены этой самой эмалью.

Зато вполне понятно, что увидев в конце концов украшение или шкатулку, с настоящей эмалью, человек удивляется - а почему так дорого?! Еще бы - ведь совсем недавно он тоже держал в руках серьги с эмалью, но стоили они ощутимо дешевле

брошь с эпоксидной смолой, которую еще называют холодной эмалью
брошь с эпоксидной смолой, которую еще называют холодной эмалью

что представляет из себя горячая эмаль

Эмаль, это по сути, очень тонко измельченное стекло с особым составом. А горячим его называют потому, что наплавляют его на металл - медь, золото или серебро - при очень высокой температуре.

И для того, чтобы эмаль держалась на серебре, его состав изменяют по сравнение с серебром, которое продается везде и всюду.

И если предприятие решит выпускать изделия не с эпоксидной смолой. а с горячей эмалью, то придется менять весь технологический процесс. А это и дорого, и очень трудозатратно. Куда проще нанести эпоксидку - дешево и сердито, как говорится

ювелирные украшения с холодной эмалью, иначе говоря - с  эпоксидной смолой
ювелирные украшения с холодной эмалью, иначе говоря - с эпоксидной смолой

Процесс создания изделий с эмалью долгий, трудный, но всегда очень интересный.

Выглядит эмаль, как мелкий-мелкий песок

горячая эмаль выглядит, как очень мелкий песок, но это стекло
горячая эмаль выглядит, как очень мелкий песок, но это стекло

Чтобы получить его, крупные куски стекла измельчают в каменной или металлической ступке

эмаль, измельченная и готовая к паботе
эмаль, измельченная и готовая к паботе

И просеивают. Мастера делают это вручную.

техника нанесения горячей эмали

Из-за особенностей технологии, наносят эмаль не на каждый металл, а, в основном, на медь, золото или серебро.

И, в зависимости от техники нанесения, различают выемчатую, перегородчатую и витражную эмаль.

выемчатая эмаль

Самый простой, если это слово вообще можно применить к горячей эмали, является выемчатая эмаль

серьги "Иньсин", работа сделана мной, фото из личной коллекции
серьги "Иньсин", работа сделана мной, фото из личной коллекции

В небольшие выемки, сделанные ювелиром в металле, наносится слой эмали. Высота такой выемки часто бывает всего 1мм. и чем она глубже, тем темнее будет становиться эмаль.

перегородчатая эмаль

Для перегородчатой эмали на серебряную, но чаще медную, заготовку, с помощью специального клеющего состава крепят тоненькие серебряные полосочки или проволоку, повторяя таким образом контур нарисованного на бумаге эскиза

серебряная проволока и лента для перегородчатой эмали
серебряная проволока и лента для перегородчатой эмали

Но это современный метод.

Раньше каждую тоненькую полосочку припаивали к основе. Труд, конечно, колоссальный, но и изделие служило веками.

В созданный с помощью полосочек контур, закладываются слои эмали. И каждый слой проходит отдельный обжиг.

Но, если перегородчатая эмаль требует огромного терпения, то витражная эмаль - это уже высший пилотаж.

витражная эмаль

Не даром ее называют витражной - она напоминает цветные стеклянные окошки. По сути, это разновидность эмали перегородчатой, но без подложки. Эмаль словно висит в воздухе между тонких металлических перегородок

витражная эмаль похожа на маленькие цветные окошки
витражная эмаль похожа на маленькие цветные окошки

Даже кисть во, время нанесения ее, держится особым образом.

Слой за слоем, стеклянный порошок закладывается в маленькие сквозные прорези в металле, и обжигается так же, слой за слоем.

Таких слоев может быть больше восьми. А уж прорезей и вовсе не один десяток. И пропиливают их в пластине металла тоже в ручную с помощью специальных пилок.

Температуру при обжиге постепенно повышают - для каждого слоя устанавливается своя. И при каждом обжиге ждешь, затаив дыхание - стеклянная эмаль может сгореть в любой момент. И придется начинать все сначала....

Но и обжиг это еще не конец - изделие нужно отшлифовать, отполировать. А часто еще и нанести специальную краску и снова на обжиг.

И только взяв в руки готовое изделие, на создание которого ушел не один час, и даже не один день, испытываешь огромную радость

работа выполнена автором, фото из личной коллекции
работа выполнена автором, фото из личной коллекции

Тогда и становится понятным, почему украшения или посуда с горячей эмалью не могут стоить столько же, сколько стоят украшения с эпоксидной смолой.

В одной статье рассказать все о горячей эмали совершенно невозможно. Но я буду возвращаться к этой теме. и более подробно показывать процесс создания украшений с этим волшебным стеклом.

Пишите ваши комментарии, ставьте лайки и подписывайтесь - будет много интересного! ПОДПИСАТЬСЯ