Найти в Дзене
PRO КАВКАЗ и не только

Тень - незаменимый элемент композиции кадра

Именно свет и тень дают нам информацию о форме, объёме, фактуре объектов и их положении в пространстве. Поэтому тень также, как и свет, является элементом композиции, позволяющим создавать в кадре собственную систему образности.

Итак, тень в изобразительном искусстве бывает двух видов и различается, в первую очередь, наличием на объекте или наличием вне объекта, во-вторых, какие качества объекта она характеризует — физические или пространственные.
 Тень, образованная потоком света на самом объекте, называется
собственной. Такая тень принадлежит самому объекту съёмки, её площадь и градация тонов зависят от положения осветительного прибора относительно объекта и силы светового потока.

-2
-3
-4

Именно собственная тень передаёт зрителю информацию о физических качествах объекта: форме (рельефе), объёме и фактуре объекта за счёт градации тонов от самого яркого до самого тёмного. Как правило, трудную, трагическую жизненную ситуацию легче передать в художественной фотографии или художественном фильме, насыщая кадр глубокими тенями при малом количестве освещённых деталей. Обилием ярких пятен и светлых тональностей изображения убедительнее передаётся радостное, позитивное настроение кадра.

Второй вид тени называется падающим и образуется вне объекта съёмки в случае, когда часть светового потока перекрывается этим же объектом. Градация тонов и площадь падающей тени так же зависят от направления и силы светового потока, при этом падающая тень, в отличии от собственной, определяет пространственные координаты объекта и связи с окружающими предметами.

-5

Падающая тень по сути — проекция объекта на какую-то поверхность.

-6
-7

При этом во время съёмки она может действовать в кадре самостоятельно, что и отличает её принципиально от собственной тени, которая неразрывно связана с объектом.

-8

Падающая тень является полноправным элементом композиции и её "нематериальность" не снижает изобразительного значения, а наоборот, за счёт взаимодействия с живыми героями создаёт особую экспрессию. "Действующая" в кадре падающая тень придаёт ей образность звучания, выводя такие кадры за рамки обычных жизненных ситуаций.

-9
-10

Падающая тень может двигаться в кадре, повторяя очертания объекта и дублируя его действия с фантастическими художественно-изобразительными искажениями, при этом масштаб падающей тени может или существенно превышать реальные размеры объекта, или быть намного меньше самого объекта. Зачастую именно падающая тень, являясь образным выражением объекта, берёт инициативу на себя и, становясь единственным объектом съёмки, воздействует на зрителя либо после того, как объект выходит из кадра, либо предвосхищая появление объекта в кадре. Изменение размеров и очертаний падающей тени — яркий изобразительный приём, способный очень убедительно выразить сущность происходящих в кадре событий.
 Благодаря соотношению светов и теней создаётся
контраст изображения. Усиленный контраст приводит к появлению глубоких, насыщенных теней и затемнению кадра и настраивает зрителя на трагедийность происходящего. И наоборот, отсутствие теней и фактическое "разбеливание" кадра создают светлую градацию, снижают контраст изображения и настраивают на лёгкость, безмятежность, душевный покой. При этом следует помнить простое правило: светлый объект выразительнее выглядит на тёмном фоне, тёмный объект - на светлом фоне.
Бесконечное богатство световых эффектов, возникающих как при прямом, так и при рассеянном освещении, блики и рефлексы, собственные и падающие тени, характер контраста — элементы композиции, позволяющие настолько точно создавать изобразительную модель окружающего нас мира, насколько это хочет увидеть зритель.

Традиционный вывод:

 Свет на картинной плоскости воспринимается зрителем как атрибут жизни, радости, счастья и обновления. Тень, наоборот, олицетворяет упадок, жестокость, смерть и насилие. Но.... Светотональное решение кадра (интенсивность и характер света и теней) ни в коем случае не определяет смысл содержания и не может полностью исказить его. Бесспорно, что как трагическое событие может произойти в светлое время суток или при достаточном освещении, так и радостное событие может произойти в темноте или полумраке. Поэтому светотональное решение кадра — один из способов формирования зрительного ряда изображения (фотографии или фильма), настраивающий зрителя на то или иное эмоциональное отношение к происходящему и помогающий понять и принять авторскую мысль.

-11
-12