На заседании, что называется, дым коромыслом стоял. Ответственный секретарь Тольяттинского отделения Союза советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами (ССОД) Юрий Филиппов сообщил, что пришел телекс от бывших выпускников Стенфордского университета. Они просят именно в Тольятти (!) организовать для них встречу с советской молодежью.
Конечно, у многих из нас сразу же возникли вопросы. Ну, неужели организаторы круиза не помнят, что три года назад такая же встреча советской стороной была с треском провалена? Или снова надеются на наш позор? Или жаждут увидеть первые плоды перестройки?
Молодые члены нашего общества поначалу просто недоуменно крутили головами. А потом решительно заявили: «Расскажите, как это было».
А начиналось все так же - с телекса. Маститые советологи, менеджеры, политические деятели, в свое время окончившие один из самых престижных университетов Америки, изъявили желание встретиться с советской общественностью.
Стенфорд так Стенфорд - решили активисты ССОДа и начали готовиться к встрече. Но не тут-то было. Неожиданно для нас такой ажиотаж вокруг всего этого поднялся! Горком, обком, другие солидные организации забегали, засуетились. Задачу поставили сурово: дать идеологическим противникам политбой на уровне лучших образцов контрпропагандистской науки.
Собрали в душный зал доцентов, профессоров, куйбышевских да тольяттинских специалистов общественных наук. Мол, знайте наших! Мы хоть стенфордов и не кончали, но тоже кое-что можем.
СТРАНИЦЫ ДНЕВНИКА ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТА
18 августа 1989 года. Евгений ЖАПЛОВ, вице-президент Тольяттинского отделения Общества дружбы СССР - США
А уж нас-то, бессребренников идеологического фронта, на тот форум только по предварительно согласованным спискам пускали. И не дай бог кому захочется на переднем плане усесться - живо на галерку прогоняли. Еще только «неформалов» бородатых в кадре не хватало! А надо сказать, что и областное телевидение примчалось - решено ведь было всему этому действу придать вид телемоста.
Наши робкие просьбы не усложнять все это, а пустить в дело парней и девчат, накопивших навык живого общения с иностранцами, активных членов городского молодежного политклуба «Резонанс», никто и слушать не хотел. Пришлось смириться.
Как начала наша красная профессура бухать из дальнобойных орудий по капиталистическим твердыням, как начала клеймить «клевретов империализма»! Ни о каком диалоге не могло быть и речи.
Понятное дело, гости - «подсудимые» сразу сникли, заскучали. И через пятнадцать минут объявили, что они устали и покидают ристалище. Одна «активистка» даже вслух заликовала: «Не нравится правду слушать?» Но тут кто-то из руководства на нее шикнул, и она в момент увяла.
Потом, естественно, разбор скрупулезный был. Но нас туда не пригласили. Да что там разбираться? Просто нечего перемудривать. Надо доверять дело тем, кто его знает и любит.
Рассказали мы все это молодой смене. Когда эмоции у них поулеглись, Филиппов и говорит, есть, дескать, в городских верхах на этот раз мнение: сделать вид, что никакого телекса мы не получали. И встречу не организовывать.
Шум, гам! Одни предлагают парламентариев отрядить с ходатайством о разрешении встречи. Другие предлагают в позу встать и в следующие разы вообще отказываться от участия в планируемых сверху мероприятиях в знак протеста. Третьи готовы без боя сдаться - плетью обуха не перешибешь.
В конце концов поручили мне и Коновалову быть ходоками в горком и горисполком. Мы должны донести до них мнение нашего актива, доказать, что мы готовы провести встречу со стенфордцами на хорошем уровне. На том и разошлись.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
В ожидании американских гостей. Записки вице-президента, 1989 год
Сон про кошку и ее котят в Малой Свининке
Компаньеро-браконьеро. Подводная охота на Кубе. 1989 год