Найти тему
Чё, деловой!

В США объяснили почему индийский истребитель дороже российского Су-57

Стремление Индии развить свое высокотехнологичное производство, в частности военно-промышленный комплекс страны, привело к тому, что Дели, после многолетних трудов и изысканий, все таки создала свой собственный истребитель "Tejas". Однако начало его серийного производства и поставки в ВВС страны, вызвало некую обеспокоенность в США, где в целом объяснили почему индийский истребитель четвертого поколения стоит дороже российского Су-57!

Конечно многих сейчас этот удивило - как так, истребитель четвертого поколения и стоит дороже истребителя пятого поколения?

Однако, так и есть!

И даже более того, в США подробно объяснили почему для Индийских ВВС закупка собственного истребителя, обходится дороже чем закупка для ВКС России истребителя Су-57 или для американских ВВС -F-35!

Но давайте начнем с подробностей произошедшего!

Итак, американское военно-аналитическое издание "The Military Watch Magazine" опубликовало материал, авторы которого удивленно отмечают, что индийская разработка истребителя четвертого поколения, обходится для бюджета Индии дороже чем стоимость закупки для собственных нужд России истребителя Су-57!?

При этом авторы, пытаясь разобраться в данном вопрос, почему же так происходит, отмечают, что последний контракт ВВС Индии на поставку 83 легких истребителей с одной силовой установкой, обходится бюджету страны в 62,7 миллиона долларов США.

При этом отмечают, что на сегодня для России закупка Су-57 обходится в районе 35 миллионов долларов за единицу, а для США закупка F-35 обходится в 80 миллионов долларов за самолет!

Более того авторы, пытаясь найти технические особенности индийского истребителя, которые могли бы повлиять на стоимость - отмечают что несмотря на то, что данная разработка заявляется как полностью отечественная, на самом деле не является таковой. Напоминая, что в ходе создания самолета принимали участие множество стран мира. Что позволило Индии получить технологии которые дали возможность создания собственного истребителя!

При этом сравнивая индийский, многоцелевой истребитель с зарубежными аналогами отмечают, что он больше сопоставим со шведским самолетом "Gripen" и JF-17 Пакистана! Но при этом уступает другим самолетам по стоимости производства в частности китайскому J-10, американскому F-16, корейскому "Brave Eagle"!

И в итоге после долгих поисков ответа на вопрос - почему уступающий по своим характеристикам большинству истребителей четвертого поколения индийская разработка обходится бюджету Индии дороже чем российский Су-57 для России, приходят к довольно простому ответу, из которого следует, что истребитель "Tejas" растет в цене из-за большого количество закупаемых комплектующих из-за рубежа!

Оказывается, что для истребителя "Tejas" двигатель F-404 закупается у США, большая часть авионики закупается у Израиля, вооружение, в частности ракеты Р-73 и Р-77 класса "воздух-воздух", закупаются у России. И все эти комплектующие покупаются Индией по экспортным ценам, что и делает сам истребитель очень дорогим в полностью готовом виде для ВВС Индии!

Более того авторы учитывая все выше изложенное намекают, что амбициозные планы Дели по обновлению своего парка легких истребителей будет довольно дорогим удовольствием! Особо подчеркивая, что на примере российского Су-57 или же американского F-35A, закупка истребителей для собственных нужд обходится дешевле чем импорт из-за рубежа!

Подчеркивая, стоимость на экспорт у американского истребителя составляет около 200 миллионов за единицу а у российского порядка 110 миллионов - но при этом они являются представителями пятого поколения. А вот индийский самолет, по утверждению авторов, в соотношение цена - качество на сегодня является довольно противоречивым истребителем, который к тому же уступает другим самолетам в частности F-16 по своим ЛТХ и к тому же зависим от зарубежных комплектующих!

Вот в целом, что можно сказать?

Конечно надо отметить, что по многим сторонам данного вопроса можно и нужно согласиться с приведенными аргументами в отношение дороговизны индийского истребителя! Особенно если понимать, что двигатель, авионика и вооружение по сути это 70-80 процентов стоимости истребителя.Где планер, да еще из композитов ну реально стоит копейки по сравнению с основными узлами и составляющими!

С другой стороны, меня данный материал привлек тем, что Индия все таки пошла на то, чтобы закупать собственные истребители. И это не смотря на то, что она производит по лицензии намного превосходящий Су-30 МКИ, который обходится бюджету Индии в 70,3 миллиона долларов за единицу!

Коллаж моего предствлвения!
Коллаж моего предствлвения!

Да, надо отметить, что "Tejas" сейчас по сути выступает как отечественная замена нашим МиГ-21 и МиГ-27. Но зачем тогда поводить тендер на поставку 114 истребителей, причем легких, да еще с одним двигателем?

Вот тут и возникает довольно много вопросов - а не хочет ли Индия за счет полученных технологий создать свой истребитель который сможет реально создать конкуренцию и нам и США и всем? Зачем Индии тендер если у нее есть собственный легкий истребитель? И почему в США вдруг начали сравнивать цену между истребителями пятого поколения и индийским представителем, при этом активно подчеркивая что он уступает американскому F-16?

В целом если взять историю создания разработки истребителя Индии "Tejas" то стоит вспомнить премьер-министра Индиру Ганди, которая по сути стояла у истоков данного истребителя с проводимой ей политикой национализации и развития как технологического, так и экономического!

Как видим результат, хоть и не очень по сравнению с другими аналогами, но надо признать, что это первый истребитель который дал большой опыт и по сути дал старт индийской авиастроительной школе!

Да, как говорится "первый блин комом" - но по факту никто не начинал сразу с успеха!

А обеспокоенность в США тем, что соотношение цена -качество индийского истребителя довольно сомнительная, это сейчас лишь верхушка айсберга происходящего серьезного геополитического процесса по созданию многополярности в мире. Где технологические возможности страны сокращают спрос и возможности для американских товаров, тот же самый F-16, который так пытаются штаты навязать Индии!

Вот именно этот момент сейчас лежит в основе выраженного беспокойства. А что? Вот простой пример - Индия начала разработку в 1983 году, а уже в 2020 году не по сути не собирается покупать американские или другие легкие истребители, так как есть свой! Ну и что, что он дороже? Главное свой (почти свой, если не учитывать двигатели, авионику и вооружение), а что будет в недалеком будущем?

Да это отразится и на экспорте нашей страны, но созданная конкуренция будет образным стартом для развития и вот этот момент тоже очень важен в многополярном мире, который начала создавать Россия своим примером, где без растущей конкуренции наша страна не сможет идти вперед развиваясь во всех отношениях!

Да Индия создала свой истребитель, но это не повод для паники, так как не факт, что ей кто-нибудь передаст технологии двигателестроения или еще какие другие ключевые технологии. Вот этот момент является прерогативой технологически развитых стран. И на примере Китая, который почти полвека создавал свой двигатель, скупая целые предприятия Украины и других стран входивших в состав СССР, с целью добраться до "секретов" его создания, в итоге все таки создал, но что создал нам еще предстоит увидеть!

Так же и тут!

Да, можно понять авторов американского издания, Индия создала свой истребитель тем самым дала понять всем желающим что свой рынок она будет обеспечивать своим товаром, а это означает, что США не успели ни нас вытеснить, ни сами кусочек пирога урвать!

В итоге отмечу - создали, молодцы, главное чтоб у нас не забывали покупать и чтобы мы могли, что нибудь предлагать. А не пытаться навязать устаревший и никому уже практически не нужный истребитель заявляя, собственная индийская разработка получается дороже истребителя пятого поколения России, Су-57!

Спасибо за прочтение!

Ставим лайки и подписываемся на канал.