Найти в Дзене

Брянский депутат вручила ветерану войны медаль к 75-летию Победы

В преддверии 75-летия Великой Победы ветеранам войны, труженникам тыла, малолетним узникам концлагерей вручают юбилейные медали. Так, депутат горсовета Марина Соболевская по поручению секретаря регионального отделения партии «Единая Россия», губернатора Александра Богомаза передала награду Георгию Трофимовичу Мореву.

В этом году ветерану исполнится 99 лет. Он прошел всю войну. 

В мае 1942-го Морев призвался в армейские ряды и направлен в Сарапул (Удмуртская ССР), куда было эвакуировано Смоленское пехотное училище. Попал в роту станковых пулеметчиков системы «Максим». Но доучиться курсантам не пришлось – советские войска оставили Воронеж, Ворошиловград, Ростов, враг рвался к Сталинграду и вглубь Кавказа. Поэтому в августе этого же года все училище отправили на передовую, влили в 119-ю особую стрелковую бригаду, которая вела бои на Кавказе. Охраняли перевалы, которые фактически круглосуточно поливала снарядами немецкая авиация.

Вражеские снайперы не давали головы поднять, вспоминает Морев. Боевое крещение прошел 6 октября. А 12 октября получил тяжелое осколочное ранение и орден Красной звезды.

Череда госпиталей и последствия ранения привели к тому, что Георгия Трофимовича комиссовали из вооруженных сил по третьей группе инвалидности в марте 1943-го. Казалось бы, война для него была закончена. Морев вернулся в Москву на прежнее место работы. Но ненадолго – снова пришла повестка. На передовую израненного бойца уже не отправили, так в его судьбе началась эпоха контрразведки «СмерШ». Сначала в роте 3-й танковой армии под Тулой, затем – особый батальон КР «Смерш» 1-го Украинского фронта.

– Мы не вели открытой и прямой войны, – вспоминает ветеран. – Мы проводили «зачистки», вели борьбу с вражескими диверсантами и лазутчиками, охраняли военные и стратегические объекты и штабы командования.

Так, в 1944 году в Тернопольской области была уничтожена крупная банда украинских националистов, сотрудничавших с гитлеровцами, отличавшаяся особой жестокостью. В плен удалось захватить 18 бандитов.

С осени 1944 года Морев уже не просто военнослужащий, а штатный сотрудник контрразведки. Прослужил до 1947 года в Австрии, где и встретил будущую супругу Лидию (она родом из Брянска, поэтому Георгий Трофимович, как только появилась возможность, перевелся по службе на родину супруги). По линии контрразведки Морев с марта 1953 по декабрь 1955 года – в служебной командировке в Берлине.

Шпандау – огромнейшая тюрьма-крепость, рассчитанная на 10 тысяч заключенных. Корпус казематов по периметру опоясан высокой крепостной стеной с башнями по углам, где располагались вооруженные часовые внутренних постов. Стены из красного кирпича толщиной 60–70 сантиметров. Вдоль стен со стороны города – электрический забор под напряжением в 4000 вольт.

Преступная семерка располагалась на первом этаже. Там же и кирха (лютеранская церковь). А этажом выше – гильотина. Фашисты ею пользовались почти до конца войны.

В такой огромной тюрьме сидели всего семь (!) заключенных. Но каких! Гросс-адмирал гитлеровского флота фон Дениц, наместник рейхсканцлера Германии в Чехословакии фон Нейрат, командующий подводным флотом адмирал Редер, директор гитлервского банка Функ, вождь молодежного движения «Гитлерюгенд» Ширах, министр вооружения Шпеер. И, пожалуй, самая важная фигура – заместитель фюрера по партии Гесс, которого называли тенью Гитлера.

Охраняли нацистских преступников представители четырех стран: СССР, США, Франции и Великобритании. Каждый месяц заступал караул одной страны. Смена караула проходила в торжественной обстановке на глазах у многих зрителей и корреспондентов, приезжавших со всей Европы.

Более подробный материал выйдет в ближайшее время на сайте РИА «Стрела».

Фото: РИА «Стрела»