Сейчас жизнь такая, что первоклассники в школу идут так нашпигованные знаниями, как раньше уже в институты шли.
Шучу, не в институты, конечно. Но все же по прежним меркам - уровень где-то второго, а где-то и пятого класса.
Сейчас дитя к школе и считать должно, и читать, и писать. Последние два пункта невредно исполнять еще и на нескольких языках. Хотя бы на русском и английском.
Нет, говорят, что где-то сохранились школы, которые еще помнят о том, что "буквы разные писать учат в школе". Но я чего-то таких давно не встречала.
Вот и рвутся родители из кожи вон: на "развивашки" всякие детей водят, сами чуть не сутки напролет с ребенком возятся. То мелкую моторику развивают, то картинками со словами на двух языках весь дом увешивают, то еще что. А то ребенок в школе будет отстающим, да еще с самого первого класса, нешто кто своей кровиночке желает подобной судьбы?
В 70-е же годы подобным не заморачивались.
Школа на то и придумана, чтобы учить детей. Так что успеет еще намаяться маленький. Жизнь и так не сахар. Пока же еще дошколенок, пусть играет в свое удовольствие.
Задача родителей - растить, учить - задача педагогов. Все просто, каждый должен заниматься своим делом.
Да родители и сами часто университеты не кончали. Откуда им знать, как правильно объяснять детям азы грамоты? Уметь объяснить - это тоже наука вообще-то.
Поэтому в первом классе было полно детей, которые в лучшем случае всего лишь знали, как выглядят буквы. Если кто-то умел читать по складам - о, талант! Будущий отличник, наверное! А уж если кто читал бегло, еще и понимая прочитанное, да с выражением к тому же -вообще гений! Академик растет!
Хотя, понятно, умение читать к 7 годам и будущее образование между собой не связаны. Но кто бы заморачивался, восторгались и хвалили.
Мне вот тоже повезло оказаться среди читающих. Случайно получилось.
Я была ребенок болезненный. Что ясли, что садик посещала по графику "два дня ходим, две недели дома сидим". И две недели - это еще хороший результат. Быстро выздоровела.
А мама работает, у нее "нет стажа, больничный маленький, не платят". "Стаж" и "больничный" я не очень понимала, а вот что "не платят" - это плохо, знала. Никаких игрушек и каруселей не светит.
Так что оставляли меня с бабушкой. Бабушке заниматься ребенком было некогда. У нее хлопоты по дому: прибраться, сготовить. Да так прибраться, чтобы ни соринки, ни пылинки. А сготовить - не просто суп из пакетика сварить, а полноценный обед из трех блюд, чтобы и борщ на косточке, и каша гречневая из духовки.
А еще уют в доме создать: то наволочки расшивала вышивкой "ришелье", то пододеяльники с красивым подзором шила, то занавески на окна. Иначе люди скажут, что она плохая хозяйка. А такого позора ей не пережить.
Так что вертящийся под ногами ребенок бабушке был совершенно ни к чему. Поэтому меня отправляли "заняться чем-нибудь и не отсвечивать".
"Что-нибудь" находилось быстро. В комнате отдыхал дедушка. Когда мне было три года, у него случился первый инсульт. Разум после него сохранился полностью, а вот подвижность - лишь частично. Руки плохо слушались, ноги ходили с трудом. Так что он все больше лежал. И скучал. Ну газеты прочтет, ладно мы их много выписывали. Ну книжку какую-нибудь перечитает в который раз, благо в доме подписных изданий полный шкаф.
И все. Чем еще заняться-то?
Ему скучно, мне скучно - встретились два одиночества. Тем более что дедушка меня очень любил, и до болезни мной в основном он и занимался: играл, гулял, сказки рассказывал.
Тут играть и гулять уже не получалось. А со сказками - без вопросов. Но тоже все быстро пересказали.
А я все пристаю: а что ты, дедушка, такое интересное все читаешь и читаешь? Газеты? А про что там? Это лучше сказок?
Дед раз прочел. Я ни-че-го не поняла: какой-то Съезд, чего-то принял... Кто такой Съезд?
Два прочел: рекорды по надоям, хозяйство почему-то сельское, это вообще о чем???
Не может быть, чтобы все так скучно и непонятно! Наверное, там интереснее написано, это дедушка надо мной смеется!
Ну дедушка и стал мне буквы показывать: мол, прочти сама да убедись! Опять же и развлечение нам обоим.
Ну я сколько-то послушаю да убегу, надоедало.
Было мне тогда чуть меньше 5 лет.
А потом в садике увидела книжку. То есть остаток от книжки: ни начала, ни конца, одна середка. Валялась там среди игрушек. Раньше я ее здесь не видела. И вообще незнакомая книжка. Но с картинками, только их не очень много. Взяла полистать - и неожиданно для себя увлеклась. Вдруг оказалось, что я понимаю, о чем тут говорится. Хоть картинок и мало, но я понимаю слова.
Это про мальчика, который один гулял во дворе, маму ждал, а она все не шла. А уже темнело. Интересно, успеет мама вернуться до темноты, а то страшно ведь! Жаль, кто-то продолжение оторвал. Как бы не остался мальчик ночью на улице!
Я аж носом захлюпала от переживаний.
И тут воспитательница подошла: заметила, что ребенок сидит в углу и плачет ни с того ни с сего.
Я ей и рассказала про мальчика. Воспитательница удивилась. Спросила, мол, где ты видишь, что он маму ждет? Тут же мама не нарисована? Я и ткнула пальцем, где.
...Когда за мной пришла мама, воспитательница ей живописала мое поведение так, что все остальные родители обернулись:
- А я думаю, что это она там притихла! А она читает!
Мама тоже не поверила:
- Да ладно, она не умеет! Ее никто не учил!
- Точно вам говорю, она у вас читает! - не успокаивалась воспитательница.
Мама пришла домой, посмеялась: вот чего придумали, откуда бы? Дедушка сознался: учил потихоньку, но так, не специально, между делом, чтобы не сильно надоедала.
- Ну-ка, прочти что-нибудь! -распорядилась бабушка. - Вон хоть газету дедову.
- У-у-у-у, - загудела я, - там плохо написано! Я ни словечка не понимаю!
- Ну хоть тут читай, где крупно! - сунули мне заглавную страницу.
"Прав-да" - осилила я. - И тут же закричала:
- А что такое "правда", ну непонятно же!
До-о-о-олго мне потом вспоминали "а что такое "правда"...
Вот так вот и научилась я читать в неполных пять лет. С тех пор не переставала ни на минуту, наверное.