Найти в Дзене
Хихидна

"Вобля", десерт и буква "шпи"

Моя родина:) Яндекс.Картинки
Моя родина:) Яндекс.Картинки

Вспомнилось...

Когда мне исполнилось 10 месяцев, мама заговорила о том, чтобы выйти на работу. Папа ее убеждал, что нужно досидеть хотя бы до 1,5 лет, но мама считала, что ей нужно на работу, без нее все развалится и они с папой сошлись, что хотя бы до года она досидит сама, а в год уже всё. Папа остался круглым сиротой в 5 лет, мамины родители умерли за несколько лет до моего рождения, поэтому бабушек и дедушек у меня не было изначально. Мы жили в небольшом городке, вернее, поселке городского типа. Но по меркам того времени это был настоящий городок – население почти 10 тыс. человек, дома в основном каменные, но даже если и деревянные, то полностью благоустроенные, асфальтированные дороги, полноценный аэропорт и даже морской порт.

Мамины родственники, из тех, кто жил рядом, соглашались сидеть со мной, но не на постоянной основе, они тоже работали, у всех были семьи. Папины все жили в соседнем районе. Были близкие друзья семьи. тетя Валя и дядя Дима, у которых было четверо сыновей, младший всего на 2 дня меня старше. Тетя Валя всегда выручала маму, которая оставляла меня у нее на час-другой, но дяде Диме предложили работу в Якутске и они переехали.

В общем, мне решили найти няню. Первую я не помню, мне было чуть меньше года. Даже не знаю, откуда ее взяли. На ее беду я рано начала говорить, и через месяц или полтора после появления няни в нашем доме, выдала: «Во бля!» Родители пришли в ужас, провели свое расследование и выяснили, что моя няня ежедневно «паслась» вместе со мной в морском порту, заигрывая с моряками и выпивая с ними. «Во бля» оказалась рыбой воблой, а не матом, как они подумали, но от услуг няни немедленно отказались. В ясли брали с 22 месяцев (год и 10 мес.), то есть меня нужно было куда-то деть на ближайший период. И тут свои услуги предложила соседка по дому. Мы тогда жили в 5-этажке, на третьем этаже, а эта женщина на пятом. Она была на пенсии, жила с взрослым неженатым сыном, и ее предложение было удобным для обеих семей: она получала почти внучку и неплохую добавку к пенсии, а мои – уверенность в порядочности новой няни. Я ее полюбила и стала называть «булей», видимо от слова «бабуля».

Буля относилась ко мне очень нежно, пекла вкуснейшие шанежки и пирожки с брусникой. От нее в «наследство» мне досталась острая нелюбовь к репчатому луку - она его не любила и все время говорила: «А Наташенька лук не любит». Ну и так осталось, я сама в это поверила, и даже когда уже во взрослом возрасте пыталась начать есть лук, ничего не вышло. Ну, это мелочи жизни, а так няня у меня была замечательная. От нее я научилась новому слову в своей жизни – «десерт».

Родители как-то этот момент пропустили, и вот в один из выходных мы закончили обедать, и я им заявляю: «А где десерт?» Мне было предложено абсолютно все, что могло сойти за десерт для ребенка моего возраста и даже немного больше. Но я не реагировала ни на печенье, ни на мармелад, ни на булочки, а все просила десерт. Папа даже сбегал на 5й этаж, хотел спросить у були, что же я требую, но она куда-то ушла, то ли в гости, то ли еще куда. В результате я начала рыдать, растерянная мама тоже начала плакать, а папа просто открыл холодильник и предложил мне выбрать свой десерт. И я выбрала, радостно указав на бутылку с «десертом». Мои родители были в глубочайшем потрясении – я просила… рыбий жир! В годы моего раннего детства рыбий жир был обязательным в рационе детей. Позже в детском садике нам его тоже давали ежедневно. Никто его не любил, дети плакали, одна я радостно открывала рот😊

Так мы и жили, родители работали, я коротала дни с булей, и вот наступили заветные 22 месяца. Но родители посоветовались и решили меня в ясли не отдавать, а дождаться уже нормально детского сада. Даже то, что мы переехали в новый дом, преградой не стало, папа просто заводил меня к няне перед работой.

Папа забирал меня вечером домой и занимался: учил буквам, цифрам, основам игры в шашки и шахматы, мы с ним учили стихи и песни. То есть общее воспитание было на няне, а интеллектуальное развитие - на папе. Папе очень нравилось заниматься со мной, он гордился моими успехами, как будто я не читать научилась, а в космос полетела😊 Когда у меня появилась младшая сестренка Катя, а потом и дочка Яна, папа тоже с ними занимался и всему учил.

Но тут был маленький нюанс. Мой папа был по национальности юкагир – это коренной малочисленный народ Севера. Родным для него был юкагирский язык. Когда ему исполнилось 5 лет, он остался круглым сиротой, и его увезли в интернат, где он жил по 5 дней в неделю, а на выходные его забирали родные братья и сестры, которые были его намного старше. Естественно, русский язык он стал учить только, когда пошел в школу. Другими словами, русский был для папы не родным языком, и говорил он на нем, иногда делая ошибки. Не так много, но тем не менее. Одной из таких ошибок было произношение слова «спички», папа до старости говорил «шпички». И вот эти «шпички» стали «камнем преткновения» уже для моей дочки. Яне было чуть меньше 2 лет, когда папа взялся учить ее буквам. Он купил ей большую азбуку и стал учить. Яна была хитрая девочка, она быстро сообразила, что надо смотреть на картинки, а не запоминать какие-то там буквы! И уже через несколько дней после начала обучения она бойко отвечала:

- Яна, это какая буква?

- Гу! (на картинке был изображен гусь)

- А это?

- Ли! (соответственно, лиса).

Мы не сразу сообразили в чем дело, поначалу даже возгордились с Колей, что у нас такой умный ребенок, который выучил все буквы уже через неделю после начала обучения! А потом дочка «прокололась». В одной из азбук на букву «С» были нарисованы спички…

- Яна, это какая буква?

- Шпи! (ну «шпички» же!)

Далее без слов😊