Первые три года Великой Отечественной войны Красная армия несла большие потери от ударов немецких самолетов. По этой причине в послевоенные годы пристальное внимание уделяли развитию различных систем борьбы с авиацией противника.
Так появилась зенитная спаренная установка ЗУ–23–2. Как средство ПВО она не показала особенных достижений. Замечательная боевая эффективность была достигнута при поддержке мотострелковых подразделений в различных локальных конфликтах.
Во время войны в Афганистане было трудно обеспечить безопасное передвижение воинских колонн. Те же проблемы возникли во время первой и второй чеченской войны. Бронетехника сопровождения не всегда могла обеспечить поражение цели. Хорошо показали себя зенитные установки «Шилка», но их было недостаточно.
Чья–то светлая голова придумала устанавливать ЗУ–23–2 на армейские грузовики «Урал», «Камаз», «ЗИЛ» и даже ГАЗ–66. Такие боевые системы обеспечивали высокую огневую мощь при относительно низкой стоимости.
Для защиты личного состава использовали мешки и ящики с песком, бронежилеты, куски брони с поврежденной техники.
Боевые грузовики неожиданно оказались очень эффективным оружием. На воинских складах имелось немало ЗУ–23–2 и боеприпасов к ним.
На дальности прямого выстрела (1 км) автоматические пушки уничтожали любую засаду, оставаясь вне прицельного огня для обычного пехотного оружия. Поэтому потери личного состава боевого расчета грузовиков были низкими.
Механическое управление наведением на цель не обеспечивало нужной точности. Но это компенсировалось плотностью огня и оказывало сильное психологическое воздействие на противника.
Наиболее подходящими для использования в качестве боевых грузовиков оказались «Урал» и «Камаз». Остальные автомашины имели недостаточную массу и раскачивались при стрельбе, что мешало сохранять наведение на цель.
Сирийский опыт показал, что такие боевые комплексы отлично подходят для уничтожения «шахидмобилей» и прочей техники противника.