- А зря. Сам Магомаев описывал этот период жизни как весьма занимательный - и очень полезный, и довольно веселый. Он был очень молод, но уже весьма популярен во всем Советском Союзе.
- Стажировка прошла с огромной пользой. Но все же на главную оперную сцену театра путь певцам из СССР был закрыт...
- Судя по всему, Магомаев все же больше тяготел к эстраде.
На экранах с большим успехом прошел сериал "Магомаев". В сериале Магомаев великолепно выступает в парижской "Олимпии"...
А чуть более ранний период стажировки в миланском оперном театре "Ла Скала", к сожалению, не вошел в сериал.
А зря. Сам Магомаев описывал этот период жизни как весьма занимательный - и очень полезный, и довольно веселый. Он был очень молод, но уже весьма популярен во всем Советском Союзе.
1964 год... Министерством культуры одобрена международная программа. Советский Союз и Италия договариваются о культурном обмене: пять балерин из Италии поедут на стажировку в Москву, в Большой театр, а пять певцов из ССР отправятся в «Ла Скала», в Милан.
Муслим Магомаев становится кандидатом на поездку, но далее следует непростой период обсуждения - ведь кандидатов было довольно много. Уже позднее знаменитая Ирина Архипова строго говорит певцу - я была против вашей кандидатуры!
Тем не менее, благодаря поддержке других опытных педагогов, Магомаев получает право поехать в Италию вместе с другими молодыми артистами.
И начинается интереснейший, и довольно веселый период жизни. Все молоды, с интересом знакомятся с итальянской культурой. Устраиваются дружеские посиделки, благо в Италии много выходных дней в честь святых, а еще постоянно проходят забастовки. Певцы впервые пробуют граппу и кьянти. Смотрят в кино невиданные в СССР ... фильмы ужасов.
В театре их встретили тепло. Маститые педагоги обучали искусству исполнения оперных партий на языке оригинала... Педагоги «Ла Скала» учили певцов беречь голос и петь на контрастах: от пиано до форте, а не выдавать сразу всю мощь своего голоса.
Муслим с изумлением узнал, что руководитель театра Антонио Гирингелли владеет ... обувной фабрикой, а в свое оперном театре зарплаты и не получает. Напротив, иногда даже из собственных средств помогает театру...
Муслим Магомаев удивлялся итальянским коммунистам. Вроде всё у них есть, а они недовольны и бастуют.
Стажировка прошла с огромной пользой. Но все же на главную оперную сцену театра путь певцам из СССР был закрыт...
Впоследствии сам Магомаев объяснял это просто: итальянским балеринам после стажировки не предложили исполнять главные партии в Большом, соответственно и певцам не дали спеть главные партии...
Муслим Магомаев великолепно овладел оперными партиями и успешно исполнял их в оперных театрах СССР. Однако, не принял предложение перейти в труппу Большого театра.
Муслим Магомаев рассказывал, что руководитель Управления музыкальных учреждений Завен артанян журил его за то, что Магомаев исполнял итальянские оперные партии ... на итальянском. Мол, трудящиеся не понимают, о чем поют!
Магомаев же настаивал на том, что итальянские оперы надо петь на итальянском, а русские оперы - на русском!
Судя по всему, Магомаев все же больше тяготел к эстраде.
И тому есть несколько причин.
Оперное искусство- элитарное, довольно сложное для понимания. В оперу лучше приходить подготовленным, заранее ознакомившись с либретто.
Эстрадное искусство более чутко к запросам зрителей. У артиста прямая связь с публикой, с залом. Он чувствует, понимает эмоции зрителей.
В больших театрах многое зависит от руководства, да и от интриг маститых коллег. Эти моменты хорошо показаны в сериале "Магомаев".
Магомаев также рассказывал, что оперное искусство основано на строгих канонах и не может допускать помарок и ошибок. Вот, говорил он, если во время исполнения оперной партии мокрота попадет на связки, возникнет серьезная проблема. А на эстраде певец всегда может решить эту проблему - сделает паузу или прибегнет к модуляции голосом.