Увольнения сотрудников в сложившейся экономической ситуации должны быть крайними мерами, предупредил премьер-министр Михаил Мишустин работодателей. Предпочтительнее вводить гибкие режимы труда. За необоснованные сокращения и долги по зарплате правительство готово отменять мораторий на взыскание налогов.
Но заявление Мишустина о недопустимости увольнений наемных работников в сложный экономико- эпидемиологический период является скорее попыткой переложить ответственность за социальные последствия происходящего на работодателей, у многих из которых в силу форс- мажорных обстоятельств не остаётся иных вариантов, кроме остановки или полного закрытия бизнесов с роспуском сотрудников без выходных пособий.
Мишустин добавил, что в настоящее время «можно и нужно использовать все формы гибкой занятости людей». Под ними он понимает сокращенный рабочий день, удаленную работу, «которая в наибольшей степени соответствует рекомендациям наших медиков». По его словам, власти будут отдельно следить за переводом сотрудников на дистанционный режим работы, а увольнение «даже в нынешней не очень простой ситуации, должно быть крайней мерой».
Кроме того, правительство будет ежедневно отслеживать ситуацию на рынке труда в условиях коронавируса и мониторить выплаты зарплат. Власти также примут меры по поддержке бизнеса в случае, если ситуация ухудшится.
Надо ли говорить, что одного заявления с намеком привлекать прокуратуру и «просьбы» правительства тут мало.
Нужны или финансовые вливания в бизнесы, чтобы они могли содержать фактически неработающих людей или создавать госрезерв для неработающих граждан.
Снижение экономической активности, падение спроса и перевод людей на домашний режим- это форс-мажор, который бизнесу не потянуть. Тут и просить не надо. Бессмысленно.
В расчётах ТПП - разорение из- за кризиса 3 млн предпринимателей и связанное с этим увеличение числа безработных россиян на 8,6 млн человек. Однако на измене сидит и бюджетный планктон с работниками госкомпаний : на бюрократическом языке неизбежное прореживание служащих теперь деликатно называется «высвобождением».
Предпринимаемых правительством мер поддержки малого - среднего бизнеса и ряда отраслей явно недостаточно для удержания их на плаву, а тем более - для сохранения штатной численности рабочих мест. При этом программ прямой поддержки граждан по примеру и масштабам запущенных в других странах в России нет и не предвидится.
Мишустин как профессиональный мытарь и счетовод хорошо понимает, что дело пахнет керосином и заранее страхуется , посылая сигнал на самый верх, что сделал все, что мог, всех предупредил, пригрозил прокуратурой и следствием, а заодно намекнул коллеге Собянину, что карантинные кранты - в компетенции новоиспечённого руководителя рабочей группы Госсовета по коронавирусу.
Хотя, конечно, и Мишустин, и Собянин , да и внутриполитический с финансово - экономическим блоками наверняка вполне осознают, что китайский вирус - это лишь одно из осложнений той по- настоящему тяжёлой болезни, которой давно страдает сшитая на живую нитку конструкция суверенной системы выживания, не рассчитанная на стресс- тесты такой остроты и масштабов.