Вторая часть моего дилетантского исследования жизни знаменитого «графа» Дракулы. Почему я взяла термин граф в кавычки? По-хорошему, надо было оба слова закавычить, ибо Дракула – не совсем правильное произношение «фамилии» героя. Но обо всем по порядку. Начнем с того, что достоверно, документально не известны ни год рождения, ни год смерти Влада. Только предположительно: родился в 1400(05)-1431(35)гг, был убит в 1475-77гг. Что касается даты смерти, она колеблется по причине того, что неизвестно, в каком году Влад вернулся из венгерского плена, снова вернул себе власть и был убит - в том же году. Летописные сведения разнятся в зависимости от того, кто летописи составлял. Потому возьмём за основу официальные даты: умер в декабре 1476 года, а родился в 1431 году. Место рождения известно точно: Сигишоара, румынский город в Трансильвании. Именно там была официальная «столица» отца Влада и там родились все трое его сыновей. Дом, в котором Влад провел детские годы сохранился до наших дней, сейчас в нем музей. Экспонаты поражают своим многообразием: от «вампирских» принадлежностей якобы Влада (например, есть перевёрнутые распятия, крестьянские примитивные обереги и прочее в том же духе) до подлинных предметов быта тех времён (венгерских, молдавских, румынских). Смешение эпох, смыслов, образов, страшных мифов и ещё более неприглядных реалий той эпохи. Зеркало личности того, чей истинный образ до сих пор не дает покоя исследователям.
В этом милом доме нас и подстерегает первый миф. Влад не был графом. И его отец им не был. Унаследованный Владом титул официально звучал так: Влад III Басараб, воевода и господарь Валахии. Сам Влад подписывался «воевода Валахии» — это традиционный титул местных правителей начиная с XIV века, в XV столетии они стали называться господарями. Династия Басараб правила Валахией в XIV–XVII веках, причем она разделилась на две ветви — Дракулешти, основанную отцом Влада III, и Данешти.
Следующий миф: Дракула не означает Дьявол. Здесь мы снова имеем дело с предвзятой неточностью перевода, на которую натыкаемся то и дело в летописях о Владе. Dracul переводится с румынского как «черт», но есть и другое значение — «дракон». По мнению историков, Влад III унаследовал это прозвище от отца. Влад II Дракул был рыцарем ордена Дракона, учрежденного королем Венгрии в 1408 году, носил орденский знак со свернувшимся в кольцо драконом и чеканил это мифическое существо на своих монетах.
Ещё один миф: Влада прозвали за его жестокость Цепеш - колосажатель – румынские крестьяне, его современники. Это тоже неправда. Влад III стал звать себя Дракула (сын дракона), а уже после его смерти в начале XVI века ему за жесткие методы управления дали еще одно прозвище — Цепеш (румынское Tepes, от teapa – кол). И тут нам из-за этого кола подмигивает ещё один миф: а был ли мальчик? В смысле был ли Влад жесток настолько, что превосходил обычные для своего непростого времени методы казни и численность казнённых? Скорее всего, нет.
Таких «картинок» в правление любого современника Влада можно найти десятки. Многотысячные казни турков, христианизация Руси и Европы и многое другое. Способы казни поражают своей изощренностью. Откуда же у Влада именно стремление сажать на кол? Почему он выбрал эту казнь? Мог бы массово резать языки, рубить рёбра, колесовать, четвертовать (прошу прощения у излишне впечатлительных читателей, но всё это - история), головы рубить наконец? Просто и со вкусом. Все мы родом из детства и Влад не исключение. Оттуда тянется за ним его страх, его инстинкт самосохранения и его месть. Как известно, на сей раз из вполне достоверных турецких источников тех времен, Влад и его младший брат были отданы отцом султану Османской империи в качестве залога-гарантии ненападения Влада II . Именно там Влад и «подсмотрел» идею, которая имела для его судьбы столь роковую роль. Жестокость турков к подданным так его впечатлила, что , как мне кажется, именно сажание на кол он избрал в качестве некоей изощренной мести за свое нелегкое детство.
Как известно, Дракула несколько раз захватывал власть в Валахии и лишался ее. В первый раз он, наследник погибшего господаря Влада II, отвоевал валашский престол у венгерского ставленника с помощью турецкого султана. Но удержался на троне всего месяц: соперник, Владислав II, вернулся с большим войском, и Дракуле пришлось бежать и скрываться. Через восемь лет, в 1456-м, бояре убили Владислава, и Цепеш снова воцарился в Валахии, до тех пор пока не попал в венгерский плен в 1462 году. В последний раз Дракула вернул себе власть над Валахией в 1476-м — и, вероятно, в том же году был убит. В плане широко «разрекламированных» более поздними, более пристрастными и более ангажированными (в основном, венгерскими и молдавскими владыками) историками методов правления Влада, нас интересует именно второй период – 1456-1462 годы. Эпоха якобы разнузданного сажания на кол всех, кто косо посмотрел, мягко говоря. Разберёмся.
Пример первый. Греческий историк конца XV века Лаоник Халкокондил писал, что в 1462 году для устрашения османской армии Дракула поднял на ее пути целый лес из 20 тысяч кольев, но очевидцем этого не был.
Пример второй. Описанная в монастырских хрониках того времени история о том, как в марте 1459 года господарь пригласил в свои палаты в Тырговиште и там казнил 500 бояр. По данным археологов, в зал, где проходил этот пир, могло поместиться не больше 50 человек.
Пример третий. Фрагмент книги «Как это было на самом деле», развенчивающей множество мифов (цитирую по реферату Сергея Мазуркевича): «Неудивительно, что и собственных подданных Влад держал в ежовых рукавицах. Часто он совершал рейды по городам, пытая и убивая тысячи их жителей. Несчастных сжигали на костре, варили, сдирали с них живьём кожу. Самый жестокий его набег пришелся на день святого Варфоломея в 1460 году, когда было посажено на кол 30 тысяч жителей одного трансильванского города» Далее автор реферата отмечает: «Даже не имея демографических данных по Трансильвании 15 века, лишь с позиции здравого смысла, можно с уверенностью сказать: тридцать тысяч замученных жителей средневекового города – полный абсурд. Зато можно с уверенностью говорить, что население городов Валахии, как и остальной Европы того времени не было столь многочисленным как сейчас. Тридцать тысяч человек – это и есть примерно всё население средневекового европейского города».
На этом заканчиваем с практиками сажания на кол, весьма сомнительными как по количеству жертв, так и по исключительности жестокости Влада и переходим к следующему мифу: виновность в самоубийстве жены.
По легенде, во время войны с турками-османами в 1462 году Цепеш бросил беззащитную супругу в замке Поэнари, который вот-вот должны были захватить враги. Женщина, не желая попасть в руки турок, бросилась с крепостной стены в реку. Но точных сведений о том, был ли в то время господарь Влад III на ком-то женат, нет. Историки Флореску и Макнэлли смогли найти лишь одно косвенное подтверждение этой истории: за протекающей близ развалин замка Поэнари рекой закрепилось название Râul Doamnei, «река Принцессы». Имеет ли это название какое-то отношение к супруге Влада, историки с уверенностью утверждать не решились: происхождение названия неизвестно, как и имя принцессы, в честь которой река была названа.
Отчасти этот миф перекликается с мифом о том, что сбежать из венгерского плена Владу помогла дочь короля Матиаша Корвина. На которой Влад потом женился. На самом деле Влад женился в Венгрии именно в тот период, но на ком – опять неизвестно. Точно не на дочери Корвина, у которого не было дочерей. К тому же Влад из плена не бежал. Он провел в башне замка Вышегорода не более четырех лет, оставшееся из известных исторических 12 лет ссылки время жил с семьёй, выполняя условия договора с Корвином – не покидать территорию Венгрии. Корвин сам отпустил своего пленника в 1475 году. Необходимость воевать с турками принесла Владу свободу. И смерть.
Миф следующий: как умер Дракула. Опять сплошная путаница. То ли бояре убили, то ли отомстили колдуны за смерть товарки, посаженной на кол. Среди всего этого бреда внимания заслуживает только один исторический документ: Иоан Богдан «Документация Штефана Великого» . Молдавский господарь Штефан Великий помогал Басарабу Третьему Старому, из рода Данешти занять валашский престол в январе 1475 года. Басараб III переориентировался в своей политике на Османскую империю, чем вызвал недовольство своего союзника Штефана Молдавского. В ноябре 1476 года венгры отстранили Басараба III от власти и вернули на валашский престол Влада Цепеша, который получил поддержку от Венгрии и Молдавии. Осталось свидетельство Штефана Великого, обвиняющее Лайоту Басараба в убийстве Влада. «И я незамедлительно собрал воинов, а когда они пришли, то я объединился с одним из королевских капитанов, и, объединившись, мы привели упомянутого Драхулу к власти. И тот, когда пришёл к власти, попросил нас оставить ему наших людей в качестве стражи, потому что он не слишком доверял влахам, и я оставил ему 200 своих людей. И когда я это сделал, мы (с королевским капитаном) удалились. И почти сразу вернулся тот предатель Басараб и, настигнув Драхулу, оставшегося без нас, убил его, и также оказались убиты все мои люди за исключением десяти» Но мифология, окружавшая Влада при жизни, на этом не заканчивается.
Это одно из мест, где предположительно был похоронен Дракула. Монастырь в Снагове. Кто-то не в этом мире явно не желает ясности в вопросе, что стало с телом Влада. Ибо в 1940 году произошло сильнейшее землетрясение, позже названное Карпатским. Его амплитуда захватила и Снагов, среди прочих разрушений ушло под воду то самое захоронение, которое считали могилой Влада Дракулы. Одной из. Вторая, согласно гипотезам, находилась в монастыре в Комане. В 1971—1972 годах археологи Лия и Адриан Бэтрына проводили на территории монастыря раскопки. В результате был обнаружен фундамент деревянной церкви, существовавшей во времена Дракулы, и выяснилось, что храм в своё время сгорел. Самой интересной находкой в церкви стала безымянная могила, расположенная в южном нефе. Интересна она именно своим местоположением, ведь, по мнению профессора Резакевича, «могила расположена в таком месте, которое подобает основателю монастыря». Могила получила номер М59 и под этим номером фигурирует во многих статьях, рассказывающих о раскопках в Команской обители. Настоятель Команского монастыря (протосингел) отец Михаил Мускариу в переписке с русскими поклонниками Дракулы признался, что очень хочет верить, что Дракула похоронен именно в Комане, однако настоятель признаёт — в могиле М59 находится «обычное тело», «без каких-либо отличий», указывающих на принадлежность могилы князю или кому бы то ни было. Отличительным признаком, указывающим, что в могиле находится тело Дракулы, могло бы стать отсутствие головы, так как согласно преданию, голова Дракулы была отрублена и увезена в Стамбул, но тело, найденное в Комане, имеет голову. Другое тело, которое нашли в «официальном монастыре Дракулы» в Снагове, тоже имело голову, поэтому присутствие головы у неопознанного тела в Комане не ослабляет команскую версию по сравнению с версией снаговской — обе версии не соответствуют преданию. Все снова зашли в тупик. Есть ещё и «турецкая» версия, и «болгарская».
В наше время всё это стало красивыми мифами, вершиной которых можно считать роман Э.Костовой «Историк». Автор высказывает мнение, что Дракула до сих пор жив. Нетрудно проследить, откуда «растут ноги» у всех этих художественных придумок. Ведь в определённом смысле Влад Дракула действительно жив. Как и каким образом ему удалось дожить до наших дней, не потеряв и крохи интереса к своей примечательной личности – рассмотрим в следующем посте по теме. С «посмертной жизнью» Дракулы тоже всё не так просто.
Все иллюстрации из открытых источников. Все права на них принадлежат авторам, если не указано иное. Благодарю за внимание. Всегда готова пообщаться в комментариях и получить «пальцем вверх»:))