Найти тему
ГлавСад

Купить готовый бизнес или открывать с нуля?

Оглавление

За последние 7 лет я открыла 6 частных детских садов. 4 садика я открыла с нуля, а 2 купила как готовый бизнес. Я наступила на все возможные грабли и теперь я точно знаю, что лучше - покупать готовый бизнес, или открываться самой. Давайте разбираться!

В 2013-м году я уволилась с руководящей должности в крупной компании и решила - хочу заниматься делом для добра и души. Тогда же я искала садик для своей двухлетней дочки, и ни один мне не нравился: в одном дети спят на полу по «модной методике», в другом садике моим ребенком никто не занимался, и она сидела в одиночестве… В третьем саду двухлетних детей начиная с сентября заставляли учить слова спектакля к новогоднему утреннику – а мы понять не могли почему дочка каждый день как заведенная нас с мужем спрашивает: «Зайчик, ты почему такой грустный».

В результате созрел план – сделать лучший на свете детский сад, в который я могла бы со спокойной душой отдать и собственную дочку.

Кажется, очевидное решение – надо сделать такой сад, в который ты сама захочешь отдать своего ребенка. И тогда неминуемо к тебе потянутся другие родители, которые так же устали от поиска нормального, хорошего детского сада!

Сейчас, общаясь с многими начинающими директорами частных детских садов я вижу, что мой путь был совсем не уникален. Очень многие именно так и приходят в наш бизнес: из других отраслей, без опыта в дошкольном образовании, на собственной шкуре познав, как сложно найти своему ребенку хороший садик.

Первый же вопрос, с которым сталкиваются все такие новички – с чего начать, ведь так много неизвестного! Какие подводные камни тебя ждут? Как искать детей? Где найти первый персонал? Как организовать питание детей? А вдруг с кем-то из детей что-то случится? И еще миллион других вопросов. Так может быть проще и лучше купить готовый бизнес, чем разбираться во всём с нуля? Именно так поступила я сама в далеком 2013-м году.

Первый опыт покупки бизнеса

Свой первый садик я нашла через «магазин готового бизнеса». Это был маленький садик на 150 квадратных метров в ближайшем Подмосковье. В садике был среднего качества ремонт, минимально необходимая мебель и игрушки, 14 деток по списку и трое сотрудников: воспитателей и нянечек. Заплатила за это всё 650 тысяч рублей, что по тем временам было около 20 тысяч долларов.

Я заключила сделку в июне, а уже к августу выяснилось, что сотрудники профнепригодны и просто не желают работать. Пришлось всех увольнять и нанимать новых. Вместо 14 обещанных детей реально осталось только 9 – и это еще неплохо, читайте дальше и поймете почему. А еще вылезло огромное количество дополнительных расходов на необходимое оборудование, мелкий ремонт, игрушки, методические материалы и так далее.

Я засучила рукава и с головой нырнула в бизнес, работая по 12-14 часов в сутки. Пришлось вникнуть в каждый самый маленький нюанс и разобраться в каждой детали – всё с нуля, как будто и не было никакого готового бизнеса.

В результате уже в октябре я полностью наполнила группы детьми и встал вопрос о расширении. Я быстро нашла более-менее подходящее помещение в соседнем доме, заказала мебель и игрушки, сделала за новогодние праздники косметический ремонт и уже к концу января открыла двери второго садика и так же стремительно его наполнила.

Второй раз на те же грабли 🤷‍♀️

Третий садик я тоже купила как готовый бизнес еще через полгода. На этот раз ко мне, как к уже успешной владелице двух детских садов, обратилась владелица другого детского центра, неподалеку от моих, и предложила его выкупить. По ее словам, бизнес был успешным, группы были полностью заполнены, персонал прекрасен и высоко квалифицирован, но вот сама она устала от бизнеса и хотела бы заняться чем-то другим. Я проверила, и на первый взгляд все выглядело действительно неплохо, а мне хотелось расширяться и увеличивать бизнес. И после длительный переговоров мы сторговались на полутора миллионах рублей, или более 40 тысяч долларов. Это было сравнимо с затратами на полное открытие с нуля такого же по размерам садика.

Я надеялась, что как готовый бизнес этот садик потребует гораздо меньше затрат времени и усилий чем остальные сады, и после небольших изменений просто продолжит работать по накатанной.

Не тут то было! К началу учебного года из 4 человек персонала я оставила только одного, остальных пришлось уволить. Вместо обещанных 24 детей в садике осталось 10, а мой собственный методист объявила тихий саботаж этому садику и почти им не занималась, из-за чего были постоянные проблемы с персоналом. И нормально садик заработал только после того, как я по традиции засучила рукава и погрузилась в полную переделку и перестройку процессов.

После этой истории я зареклась покупать готовый бизнес и все остальные сады открывала целиком сама, с нуля, начиная с голых помещений «в бетоне». Подробнее о выборе помещения и почему "в бетоне" лучший вариант - в моём видео:

Итак, с какими МИНУСАМИ я столкнулась при покупке готового бизнеса?

ПЕРВОЕ – проблемы с персоналом. Большинство действующих сотрудников будут очень недовольны сменой собственника бизнеса. Это малый бизнес и отношения сотрудников с руководителем здесь зачастую слишком личные. «Новая метла метет по-новому», и поэтому готовьтесь что многие тут же начнут искать другую работу, или просто будут саботировать ваши распоряжения, считая что они гораздо лучше вас знают как работать, ведь они тут уже ого-го сколько. А если вы новичок, и плохо разбираетесь в специфике бизнеса, вашей неосведомленностью с удовольствием воспользуются сотрудники, чтобы работать поменьше, а получать за это побольше.

ВТОРОЕ – завышенная клиентская база. Так как клиенты в бизнесе детских садов - главный актив, готовьтесь что цифры по количеству детей в группах будут сильно завышены, иногда в два раза. При продаже вам никогда не расскажут о проблемных детях и о тех кто собирается уходить в ближайшее время. Зато будут живописать очередь, которой на самом деле нет. Кроме того, многие родители также будут недовольны новым руководителем и новыми порядками в садике и могут забрать своих детей.

ТРЕТЬЕ – неизвестная репутация. Какое наследство вам достанется с готовым бизнесом? Быть может в этом садике воспитатели били детей? Или дети часто болели? Или отравились некачественной едой? Быть может ребенок когда-то ушел один, открыв незапертую дверь и его искали с полицией по всему району? Вместе с именем и адресом существующего бизнеса вы покупаете все его репутационные проблемы. И не думайте, что если что-то было давно, то оно забылось. Достаточно комментария в местных соцсетях «А помните как в этом садике в прошлом году………………» и ваши продажи упадут, а вам придется отмывать свою репутацию за чужие грехи.

ЧЕТВЕРТОЕ – необходимость менять существующие правила. Детский сад – не автомойка. Не стоит рассчитывать, что купленный бизнес продолжит работать по накатанной без изменений. Неизбежно вам придется погружаться во все детали и процессы, а с этим менять привычные правила и устои, что всегда болезненно особенно для персонала. В нашем бизнесе очень важно личное вовлечение директора, здесь слишком многое построено на отношениях, атмосфере, эмоциях. Чуть-чуть запустили, отстранились, и все идёт наперекосяк: воспитатели халтурят, дети хнычут, родители недовольны.

ПЯТОЕ – долги и другие неизвестные вам проблемы. Разбираться с чужими задолженностями по ЖКХ, перед поставщиками, или перед персоналом – занятие очень неприятное. И даже если вы отобьетесь от чужих долгов, все равно времени и нервов потратите изрядно. Могут быть и другие, неизвестные вам проблемы, в конце концов люди редко продают на самом деле успешный и беспроблемный бизнес. Скорее всего вас ждет множество удивительных и неприятных открытий, проверить которые до покупки вы не сможете, а предыдущий собственник будет тщательно их от вас скрывать. Быть может у садика конфликт с жильцами дома или соседи сверху регулярно заливают. Или есть проблема с прогулками на имеющейся площадке, а свою построить негде. Быть может в подвале регулярно пробивает канализацию, или дом делят между собой разные управляющие компании и никто в итоге не занимается его обслуживанием, а вы должны платить по двум платежкам. Или в соседнем подъезде находится хостел для гастарбайтеров и вечером без опаски на улицу не выйти, тем более с детьми. За 7 лет в этом бизнесе я насмотрелась на самые разные ситуации. Объединяет их все только то, что даже если они решаемые в принципе, это будет стоить очень больших денег.

Какие плюсы есть у покупки готового бизнеса?

И есть ли?

ЭКОНОМИЯ ВРЕМЕНИ И ДЕНЕГ на ремонте и оборудовании садика. Кажется, вы можете купить готовый бизнес, зайти и сразу начать работать. Но не обольщайтесь, скорее всего нет. Родители с очень большим недоверием относятся к НОВОМУ садику, в котором обшарпанные стены и изношенная мебель. Вам наверняка понадобится сделать как минимум косметический ремонт, обновить изношенное оборудование, что-то докупить чего не было в саду раньше. А если в отделке или планировке сада изначально допущены серьезные проблемы, особенно с инфраструктурой – электричество, вода и канализация, вентиляция или слишком узкие проходы - то может потребоваться и существенная перестройка с очень большими вложениями. Если это ваш первый садик, то вы можете подумать что экономите деньги на игрушках и методических материалах, но это не так, это всё расходный материал и требует постоянной докупки и обновления.

ГОТОВАЯ КЛИЕНТСКАЯ БАЗА. Как показывает мой опыт, реальная клиентская база никогда не соответствует заявленной. Мало того что цифры будут завышены, так еще и многие дети уйдут по причине смены руководства, или когда вы начнете менять педсостав, увольняя плохих работников за профнепригодность.

СЛАЖЕННЫЙ КОЛЛЕКТИВ. Готовьтесь к тому, что в коллективе окажутся неожиданные для вас трения и застарелые проблемы, часть сотрудников откажется работать по новым порядкам и уйдет сама, а другую часть вы уволите за лень, бестолковость или отсутствие профессионализма. Вам кажется, что с бизнесом вы покупаете коллектив, но на самом деле все равно почти всех придется искать и нанимать по-новой. И не забывайте как сложно бывает увольнять людей, если вы мягки характером, то можете в итоге получить еще несколько нахлебников, за которыми вы будете постоянно доделывать их работу.

Открыв 6 детских садов, имея больше 150 детей в группах и почти 30 человек персонала, сейчас я точно могу сказать, что ни за что не порекомендую покупать детский сад как готовый бизнес. Это кот в мешке, и вы никогда не можете знать что именно вы покупаете, а набор приобретенных с садиком проблем будет намного перевешивать все реальные и мнимые достоинства такого решения.

Подписывайтесь на наши соцсети:
Youtube с самыми свежими выпусками: youtube.com/ГлавСад
ВКонтакте: vk.com/GlavSadRu
Телеграм: t.me/glavsad
Facebook: facebook.com/glavsad
Instagram: instagram.com/Glav_Sad