Поддержание вашей гитары в чистоте является одним из лучших способов гарантирования ее здоровья, предотвращения дорогостоящего ремонта и долговечности. Но если вы очищаете свою гитару неправильно, то в конечном итоге инструмент получает больше вреда, чем пользы. Так что же такое “бережный уход”? С этим вопросом мы обратились к Мэтту Брукеру, техническому консультанту ремонтной мастерской Stewart MacDonald.
StewMac собирает заказы на ремонт со всех Соединенных Штатов. Кроме этого, сами сотрудники StewMac часто приносят сюда свои собственные инструменты. Мэтт рассказал нам о лучших способах очистки гитарной отделки, оборудования и движущихся частей.
Полировка гитарной отделки
По словам Мэтта, вопрос “Как ухаживать за гитарной отделкой?” компания StewMac получает чаще всего. Мы все знаем, что ничто не сравнится с блеском новенькой гитары и как, в итоге, меняется, выцветает ее покрытие со временем, из-за бесчисленных пятен от пальцев. Если на вашей гитаре не осталось ни одного чистого места, самое время хорошенько ее отполировать, чтобы вернуть бывалый блеск.
Но не просто отполировать, а сделать это правильно. Нужно использовать продукт, отвечающий требованиям отделки. StewMac советует чистящие средства без силикона. Компания производит продукт под названием “Preservation Polish” (“Защитное полирование”), который является безопасным для всех типов отделки.
Средства на основе силикона добавляют гитаре тонкий, невидимый слой. В связи с этим, сделать следующую полировку будет довольно сложно: клей и предыдущий силиконовый шар с трудом поддаются накладке еще одного слоя силикона. Поэтому, вместо того, чтобы полировать отделку гитары, вы должны ее чистить.
Мэтт предупреждает, что нитроцеллюлозные отделки очень деликатны. Поэтому позаботьтесь, чтобы ваша чистка не была слишком агрессивной. Если у вас очень грязна отделка любого типа, эксперт рекомендует лигроин, который представляет собой денатурированный спирт (основной ингредиент зажигалок).
Невзирая на безопасность лигроина, с каверзными нитро-отделками все же надо быть сверх осторожными. Потому что нитро-отделку очень сложно восстанавливать.
Как владелец Gibson, для очистки задней части грифа моей новой гитары я использую только собственное дыхание и сухую ткань в течение первых двух лет. После двух лет достаточно перейти на влажную тряпку. Мэтт использует Preservation Polish только в случаях, когда гитара требует более тщательной очистки. И помните: нитро отделка в большинстве случаев более чувствительна.
Другой распространенный вопрос заключается в том, как очистить матовую отделку гитары. Мэтт советует использовать незернистую полировку с легким давлением для очистки матовых, полуглянцевых и атласных отделок. Он подчеркивает, что атласные отделки не становятся глянцевыми, если они очищаются должным образом. В случае этих отделок особенно важно держаться подальше от агрессивных полиролей, поскольку крупнозернистые материалы испортят атласную поверхность и силикон расположится на отделке неравномерно.
Чистка грифа
Гриф на сегодняшний день является той областью гитары, которая требует наиболее последовательной очистки. Обожженные кленовые накладки нуждаются в чем то большем, нежели протирание ладов влажной тряпкой, тогда как глянцевые кленовые накладки лучше оставить в покое. В случае палисандра, уровень копоти на грифе определяет ход действий.
Для очень грязной накладки из палисандра или обожженного клена Мэтт предлагает протирание смоченной лигроином тряпкой с последующим использованием тонкой стальной мочалки для удаления грязи. Он подчеркивает, что больше всего грязи собирается возле звукоснимателей. Поэтому будьте особенно внимательны.
Мэтт также отмечает, что лигроин может пересушить поверхность дерева, поэтому лучше использовать также лимонное масло. При нормальных условиях, это нужно делать 1-2 раза в год.
Для легкой полировки ладов наждачная бумага 3М является идеальным решением.
Забота о металлических деталях
Для металлических деталей Мэтт предлагает использовать мягкую зубную щетку, если речь идет о небольших загрязнениях. Для большой грязи эксперт советует разбавленный водой лигроин и несколько капель масла “3-в-1” или Tri-Flow. Лигроин поможет удалить ржавчину и общую грязь, а масло добавит немного смазки частям.
Будьте особенно осторожны с плакировкой металлических частей. Особенно с золотой. Удалить золотой оттенок в результате чрезмерной полировки намного легче, чем вы думаете. Влажная тряпка, в большинстве случаев, все что нужно для восстановления блеска большинства металлических частей гитары.
Использование правильных смазочных материалов
Перемещением таких частей, как рычаг тремоло или анкер, часто пренебрегают, пока не будет слишком поздно: они станут слишком жесткими или появится коррозия. Мэтт советует использовать крошечный шарик Tri-Flow или масло “3-в-1”
Последнее предупреждение Мэтта
Однажды клиент принес на ремонт оригинальный Les Paul 1959 года выпуска. Перед этим он очистил гитару с помощью агрессивной полировочной машины с таким упорством, как будто от этого зависела его жизнь. Вместе с налетом исчезла и винтажная атмосфера гитары. В результате, купив ее за $ 180 000, продать он ее смог всего за $ 60 000. Неправильная очистка обесценила винтаж в три раза!
Урок? Всегда избегайте чистки винтажных инструментов!
Перевод со статьи “Cleaning Your Guitar Without Doing Damage” Джеймса Брилла.
Еще больше интересных статей читайте в блоге Музточки.