Приветствую Вас на своём канале уважаемый читатель. За то время, что я пишу в своих статьях про содержание демоверсий, аналоги которых с течением времени предполагается использовать для аттестации практически всех педагогических кадров, накопилось много новых и интересных материалов. В первую очередь, это проекты новых ФГОС 3-го поколения для начальной и основной школы, которые проходят последнюю фазу обсуждения. Это и новая Концепция образования аж до 2035 года, которая называется «Ключевые направления развития российского образования для достижения Целей и задач устойчивого развития в системе образования»
Но поскольку мною принято решение, а главное обещано в своих статьях, что хотя бы по одному варианту типовых аттестационных заданий методического и профессионально – содержательного характера я обязательно в своих статьях рассмотрю, то именно это я и продолжаю пока делать. Затем в мои планы входит достаточно подробно рассмотреть специфику новых ФГОС – 3. Я буду это делать на примере ФГОС основной школы, а также частично проведу анализ нормативного федерального документа «Ключевые направления развития российского образования» до 2035 года
Сегодня, касаемо содержания демоверсий заданий осталось рассмотреть один из последних вопросов аттестационной тематики. Далее эти вопросы возможно будут повторяться, но уже на примерах других предметов для учителей и возможно для преподавателей техникумов и колледжей, по мере их разработки и апробации
Рассмотрим образец Профессиональной задачи демонстрационного варианта диагностической работы. Вот что говорится в Инструкции задания для учителя, который должен это выполнить:
Профессиональная задача описывает реальную ситуацию профессиональной деятельности, предполагает демонстрацию учителем профессиональной компетентности и решается с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, личностных и профессиональных ценностей.
Каждая предлагаемая для решения задача содержит:
-формулировку условия профессиональной задачи (содержит описание ситуации профессиональной деятельности учителя; описание возможного контекста, раскрывающего степень неопределенности профессиональной ситуации; формулировку задачи в общем плане, без учета контекста);
-перечень шагов-заданий, выполнение которых должно продемонстрировать эксперту процесс решения задачи учителем
Данный перечень шагов охватывает поле оценки всех аспектов профессиональной деятельности учителя.
(оценке подвергаются целеполагание, содержание деятельности с учетом поставленной цели, учет в предложенном решении особенностей учащихся, требований ФГОС, этических норм и прав других субъектов образовательного процесса и/или профессионального сообщества, оценка учителем эффективности предложенного решения и его последствий)
В диагностической работе предлагается 8 профессиональных задач, направленных на:
- создание предметной среды учебной дисциплины;
- проектирование и реализацию образовательного процесса;
- проектирование и реализацию образовательной программы;
- построение взаимодействия с участниками образовательных отношений
Учитель выбирает для решения одну задачу по своему усмотрению
На решение профессиональной задачи учителю отводится 5-6 дней, в течение которых ему необходимо решить задачу, т. е. ознакомиться с условием профессиональной задачи, продемонстрировать процесс решения задачи, следуя предложенному перечню шагов-заданий и представить результат решения.
Затем необходимо оформить процесс и результат решения задачи в виде печатного текста (12 кегль, интервал 1,0; примерный объем описания процесса решения задачи – до 5 страниц; объем текста, содержащего описание результата решения задачи – до 10 страниц)
Условие профессиональной задачи
Работая со своими учениками, Вы столкнулись с актуальной для современных подростков проблемой – низким уровнем развития коммуникативных навыков. Вы планируете урок в игровой форме. Какие элементы предметной среды можно использовать, чтобы способствовать развитию у детей коммуникативных навыков в процессе проведения данного урока?
Перечень шагов-заданий, выполнение которых должно продемонстрировать эксперту процесс и результат решения задачи учителем
1. Сформулируйте конкретную задачу с учетом реального контекста раскрытия описанной ситуации профессиональной деятельности. Контекст определите самостоятельно с учетом Вашего профессионального опыта и кратко опишите его (не более 200 слов, что составляет примерно ½ страницы текста формата А4, кегль 12, интервал 1,0)
2. Сформулируйте перечень вопросов, на которые нужно найти ответы для поиска решения задачи в описанном Вами контексте, и предложите конкретные действия, необходимые для их выполнения. В процессе выполнения этого «шага-задания» заполните следующую таблицу, раскрывающую логику Ваших размышлений:
Заполнить 2 поля таблицы:
*Вопрос, на который нужно найти ответы для поиска решения задачи
*Конкретные действия по поиску ответа на поставленный вопрос
3. Какую информацию (о чем?) и из каких источников (научная, методическая, художественная литература, документы, люди и др.) вам необходимо собрать для решения этой задачи? Какими методами работы с информацией Вы при этом будете пользоваться? В процессе выполнения этого «шага-задания» заполните следующую таблицу, раскрывающую логику Ваших размышлений:
Заполнить 3 поля таблицы:
*Содержание собираемой информации (о чем?)
*Источник этой информации
*Метод работы с этой информации
4. Предложите решение задачи в виде конкретного материала (плана урока, описания применения конкретного метода, технологии, организации деятельности субъектов образовательного процесса, фрагмента рабочей программы и др. – вариант описания выберите сами), учитывающего предложенное содержание ситуации профессиональной деятельности и заданный Вами контекст
5. Сформулируйте способ (метод, методику, прием и т.п.) оценки эффективности предложенного Вами решения
6. Аргументируйте предложенное решение (обоснуйте, почему Вы выбрали именно этот вариант решения)
7. В каких других ситуациях профессиональной деятельности применимо предложенное решение? Что именно может быть использовано в предложенном решении в других ситуациях
8. Укажите, какие действия необходимо предпринять педагогу в процессе подготовки и реализации предложенного решения, чтобы не были нарушены этические нормы профессиональной деятельности педагога и/или права других субъектов образовательного процесса, профессионального сообщества в процессе реализации этого решения.
В процессе выполнения этого «шага-задания» заполните следующую таблицу, раскрывающую логику Ваших размышлений:
Заполнить 2 поля таблицы:
*Действия учителя, совершаемые в процессе решения задачи
*Этические нормы и/или права, которые могут быть нарушены, или нарушение которых предотвращает предложенное действие
9. Опишите возможные последствия предложенного Вами решения задачи в ближайшей перспективе (на следующем уроке, в данной четверти, в течение учебного года и т.д.) для Вас как педагога и обучающихся
Оценивание профессиональной задачи
Эксперт заполняет протокол экспертного заключения, оценивая процесс решения задачи по предложенному учителем описанию выполненных шагов-заданий (1 часть), собственно предложенное решение в виде методического материала (2 часть), грамотность и корректность представленного эксперту текста (3 часть), делает предварительный вывод о качестве решения учителем-участником апробации профессиональной задачи.
1 и 2 части оцениваются с использованием следующей критериальной шкалы:
«нет» – 0 баллов; «скорее, да» - 1 балл, «определенно, да» - 2 балла. Выставление промежуточных баллов данной шкалой не предусмотрено.
Для оценки части 3 предусмотрена шкала да/нет, где «да» - 1 балл, «нет» - 0 баллов
Критерии оценивания:
Часть 1. Оценка процесса решения задачи по предложенному учителем описанию выполненных шагов-заданий
1.1. Сформулирована задача, которую необходимо решить
1.2. Сформулированная задача конкретизирует предложенную ситуацию профессиональной деятельности учителя
1.3. Раскрыт (описан) контекст предложенной ситуации профессиональной деятельности учителя
1.4. Сформулированы вопросы, на которые необходимо найти ответы, и перечислены конкретные действия для нахождения ответов на вопросы (заполнена таблица шага-задания 2)
1.5. Предложенный перечень вопросов и согласованных с ними действий обладает достаточной полнотой для решения профессиональной задачи в сформулированном учителем контексте
1.6. Представлена необходимая для решения задачи информация, и указаны источники и методы работы с информацией (заполнена таблица шага-задания 3)
1.7. Представленные в таблице информация, источники ее получения и методы работы обладают достаточной полнотой для решения профессиональной задачи в сформулированном учителем контексте
1.8. Раскрыт процесс решения задачи в виде описания последовательно выполненных шагов-заданий
Часть 2. Оценка предложенного учителем методического решения задачи
2.1. Представлен конкретный результат (методический материал), иллюстрирующий решение профессиональной задачи в сформулированном учителем контексте
2.2. Предложенный методический материал действительно позволяет решить данную профессиональную задачу в сформулированном учителем контексте
2.3. Предложенный методический материал учитывает особенности (возрастные, индивидуальные, психологические, гендерные и т.д.) учащихся, конкретизированные в описанном учителем контексте профессиональной задачи
2.4. Предложенный методический материал учитывает требования современного образовательного стандарта общего образования
2.5. Предложенный учителем методический материал (план урока, описание применения конкретного метода, технологии, описание организации деятельности субъектов образовательного процесса, фрагмент рабочей программы и др.) соответствует современным представлениям о содержании материалов подобного жанра (например, если учитель представляет план урока, то он действительно является планом урока, если метод – то описанием метода и т. п.)
2.6. Предложенное решение убедительно обосновано с учетом предложенной ситуации профессиональной деятельности и заданного учителем контекста
2.7. Предложенное методическое решение способствует преодолению отчуждения учащихся от школы (способствует развитию мотивации к обучению, преодолению трудностей учащихся, формированию доброжелательной среды взаимодействия и т.п.)
2.8. Предложенный способ оценки эффективности решения профессиональной задачи в сформулированном учителем контексте действительно позволяет оценить его эффективность
2.9. Указаны другие ситуации профессиональной деятельности, в которых предложенное решение задачи можно использовать (приведены конкретные примеры)
2.10. Указаны конкретные действия, предпринимаемые для предотвращения нарушения этических норм и/или прав (заполнена таблица шага-задания 8)
2.11. Описаны возможные последствия предложенного решения задачи в ближайшей перспективе
Часть 3. Оценка текста, содержащего процесс решения задачи предложенного методического решения задачи
3.1. В тексте отсутствуют ошибки (грамматические, стилистические)
3.2. Текст обладает логической завершенностью
Максимально за решение профессиональной задачи учитель может набрать 40 баллов:
* 1 часть – 16 баллов
* 2 часть - 22 балла
* 3 часть – 2 балла
Задача признается решенной в том случае, если учитель набирает в 1 части не менее 8 баллов, во 2 части не менее 11 баллов, в 3 части не менее 2 баллов
***********************
Это вся информация, которая касается решения учителем конкретного учебного кейса. Как видим, что на решение этого аттестационного задания отводится достаточно большой промежуток времени, это целые 5 или 6 дней, которые можно посвятить подробному решению этой проблемы и даже подготовить какое либо новое решение, если не находится никаких апробированных вариантов. Я в свою очередь в дальнейшем обещаю, что по мере нахождения удачных образцов и оптимальных вариантов решения аттестационных задач сразу же отражать их в своих дальнейших статьях. А пока СПАСИБО и продолжение следует
Напишите, пожалуйста, в отзывах, насколько близка вам эта тематика
Выкладывайте фото. Спасибо!
Спасибо за лайк! ПОДПИШИТЕСЬ НА КАНАЛ