Чувствую, если совсем ничего не напишу, буду чувствовать себя трусихой… Хотя писать сложно: ситуация меняется каждые пять минут или секунд. Многие в панике и легко вызвать гнев людей. Мое ощущение в пространстве тоже постоянно меняется: уверенность – надежда – истерика – опять надежда. И вишенкой на торте: дикая усталость, когда уже все равно, как будет. И даже нет сил об этом думать.
Я не хочу про вирус. Я не вирусолог, не врач, я не могу оценить масштаб и размер, не могу оценить опасность. Мы все узнаем, в какое-то ближайшее время. Или не узнаем. Добрый Алексей ласково говорит: «Ну если ты, например, помрешь, во всем этом будет хоть какая-то логика».
Я прочла десятки статей врачей и вирусологов, в которых пишут интересные вещи: 1) это обычный вирус, каких уже было десятки; 2) карантин – не способ избежать болезни, пандемия не остановиться пока 50% населения не получат иммунитет, это способ снизить нагрузку на здравоохранение; 3) все рекламируемые методы: маски, дезинфекция рук и т.д. – не помогают. Но опять же сегодня это вопрос веры. И я уже сама не знаю, что думать.
Хочу лишь выдвинуть несколько тезисов:
1) Мы не знаем, что происходит «на самом деле». Мы судим о размерах эпидемии, прежде всего, по тем мерам, которые предпринимают правительства. Закрытые границы, отмененные рейсы, карантины, запрет на выход из дома, закрытые школы, сады, клубы, кафе… Еще недавно такое нельзя было просто представить. Постоянное ощущение, что ты находишься в каком-то фантастическом романе, сейчас проснешься и все исчезнет. Но оно не исчезает, а наоборот усиливается, нагнетается, обрастает новыми абсурдами.
2) На цифры заболевших и умерших смотреть бесполезно. Они ничего не отражают. Их нельзя ни с чем сравнить - никогда раньше человечество не ставило такой задачи: выявить всех, заболевших тем или иным штаммом. Везде не хватает тестов и в Испании, и в Италии, и у нас, и в США. Отовсюду приходят свидетельства, что тесты не делают, даже тем, кто был в прямом контакте с заболевшим. А иногда и тем, кто очевидно заболел. Поэтому эти цифры ничего не значат: они зависят от количества тестов и работы служб. Единственная цифра, которая помогла бы оценить масштаб: количество умерших от вирусной пневмонии во всем мире и сравнение этой цифры с аналогичной за предыдущие года. Но такой нет. Или я не нашла.
3) А вот то, что мы точно знаем, понимаем и ощущаем – то, что происходит сейчас с нами называется «Мировой экономический кризис». Причем масштаб его и сила пока не понятен. Все это время я наблюдаю, как плавно меняются настроение в соцсетях: сначала все обсуждали вирус, строили теории, самоизолировались, спорили. Потом началась волна наслаждения удаленной работой: фоточки в пижаме, перепосты образовательных и развлекательных сайтов. Первые запаниковали фрилансеры: фотографы, музыканты, операторы. Потом посыпался малый бизнес. Недавно, мы услышали буквально истерику среднего в лице хозяйки сети кафе «Андерсон»: «Постараюсь к вам обратится без слез». На этой недели в сетях и чатах начали мелькать сообщения «меня уволили». Началось…
4) Когда все закончится, мы проснемся в «новом мире» и вряд ли он нам понравится. Правда, сначала будем долго наблюдать, как весь «старый мир» будет проходить через все положенные стадии стресса: гнев-отрицание-принятие. В нашем нынешнем рыночном, капиталистическом мире все завязано на деньгах. Буквально все: статус, самооценка, жизнь. Что станет со всеми этими разорившимися, уволенными, обнищавшими людьми, когда «все закончится». Что станет со всеми ипотеками, кредитами, арендами. Где мы окажемся? В Германии 30-х, России 90-х? Революцию пока нельзя – карантин. Но ведь он же закончится. Когда-нибудь. И что тогда?
Ну и самое интересное, где во всем этом окажусь я? Моя семья, дети, бизнес. Мои представления о себе и о мире. Мои привычки. Моя способность мыслить. Моя нервная система, в конце концов.
Вот. Хочу поговорить об этом с какими-то очень умными и желательно добрыми людьми. Не вирусологами: историками, политологами, экономистами, психологами, да хоть писателями. Нам нужен хоть какой-то план и карта. Нужно обсуждать и рождать новые смыслы. Возможно, соберусь и устрою абсолютно безопасный карантинный эфир ТолкShow. Только героев нужно найти.
P.S. Одно понятно: «Мы все сейчас находимся в эпицентре какой-то исторической х@рни».
P.S.S. Страх ни от чего не помогает, паника - особенно массовая способна уничтожить все. Главная ответственность каждого - прекратить истерику. Мы не знаем, что нас ждет: болезнь, смерть, нищета. Точнее не знаем дат и масштабов. Но давайте смотреть в глаза всему этому бесстрашно. И искать на что опереться. Вместе.