Говорят, что хорошим педагогом может быть тот, который сам в прошлом блистал на сцене, был профессиональным артистом. Считается, что только такие люди могут научить молодых искусству танца в том виде, в котором оно должно существовать.
Возможно, это и так. Но в реальной жизни есть множество примеров, когда блестящие исполнители не расположены к постановке танца. И наоборот: студент хореографического училища уже в школьные годы проявляет себя как балетмейстер, а не исполнитель, хотя он вполне способен и как исполнитель.
Хороший исполнитель - не всегда хороший хореограф
Известны примеры великих артистов балета, которые были далеко не "универсалами" в этом смысле.
Так, Юрий Григорович после окончания училища танцевал на сцене Кировского театра около 10 лет, а параллельно с этим уже ставил танцы в детской балетной студии. Затем были танцы в операх, а совсем скоро - балеты "Каменный цветок" и "Легенда о любви". При этом в небольшой период артистической карьеры Юрий Николаевич только танцевал характерные и гротескные роли - уже тогда тяготел к сочинительству и не шел к вершинам исполнительской карьеры.
Марина Семенова будто впитала в себя дар преподавания, который был у ее педагога - Агриппины Вагановой. Семёнова была и педагогом-репетитором, а таже вела класс усовершенствования балерин. А Галина Уланова после завершения карьеры никогда не вела класс, а только работала с солистами.
Майя Плисецкая была блистательной исполнительницей, музой и вдохновением для таких мастеров как Морис Бежар ("Болеро"), Альберто Алонсо ("Кармен"). Но в то же время она выступила постановщиком балетов Щедрина "Дама с собачкой", "Чайка", "Анна Каренина", которые композитор посвятил балерине. Но Плисецкая никогда не вела класс и почти не работала педагогом-репетитором.
Безусловно, выпускник балетной школы, знающий всю систему классического и характерного танцев, станцевавший десятки этюдов, поставленных педагогами школы, имеет большое представление о композиции танца и механизме зрительского восприятия. Опыт - его единственная балетмейстерская школа. В этом случае саморазвитие играет большую роль: такие студенты пробуют ставить танцы, изучают работы великих хореографов прошлого и настоящего.
Единицам удается сделать себя самим, потому что балетмейстер - это куда более широкая профессия. Нужно думать за всех, знать за всех, видеть на несколько квадратов вперед, быстро принимать грамотные решения, уметь работать с творческими людьми, понимать психологию артиста... За этим стоит огромный пласт опыта и информации, поэтому в СССР и появились балетмейстерские факультеты.
Можно научиться, или дар от природы?
Однозначно, стать хореографом можно, если учиться не с нуля. То есть будущий балетмейстер должен иметь определенную базу, на которой будет выстроена вся его работа в качестве сочинителя танцев.
Будущий балетмейстер овладевает профессией в процессе изучения специальных дисциплин: композиция классического танца, композиция характерного танца, историко-бытового, современного...
Разумеется, все эти направления танцев будущий балетмейстер уже должен уметь танцевать, иначе на какой лексике он будет сочинять танец?
"...чтобы стать балетмейстером, нужно иметь не только специальное хореографическое образование, но и способности к этому виду творческой деятельности. Талант балетмейстера состоит из многих слагаемых: отлично развитая фантазия, способность мыслить хореографическими образами и сочинять несчетное число разнообразнейших танцевальных композиций.
Кроме того, ему необходимо обладать прекрасной зрительной памятью и острым взором, способным замечать исполнительскую погрешность в массе танцовщиков."
Из книги Ростислава Захарова "Сочинение танца. Страницы педагогического опыта"
Другое дело, что одни студенты прекрасно мыслят хореографическими образами, другие - не так хорошо. Здесь снова срабатывает аксиома: не всякий хороший исполнитель - хороший хореограф.
Но под руководством педагога так или иначе через взлеты и падения все выходят примерно на один уровень, показывают на годовом экзамене результат своей работы. Да, будет сразу видна разница в оригинальности идей разных студентов, но в целом уровень будет достойный. Будучи полностью погруженным в процесс становится возможным овладеть "технологией" профессии и создавать хореографические произведения по всем законам сцены.
Обучение постановке - работа над ошибками
Сам процесс обучения композиции танца проходит почти всегда происходит только на практике, методом проб и ошибок. Это бесконечное редактирование своей композиции до тех пор, пока она не будет доведена до совершенства.
Студенты приступают к работе, получив задание, и, затем показывают с определенной периодичностью (1-2 раза в неделю) своему педагогу, получают замечания, комментарии и рекомендации.
Далее студент переосмысливает полученную обратную связь, делает работу над ошибками, вновь собирает исполнителей и вносит изменения в свою работу. И так происходит до бесконечности, точнее, до экзамена и итогового показа. Так, за годы учебы у студента формируется четкое понимание того, каким должно быть хореографическое произведение, появляется самоцензура, способность редактировать композицию самостоятельно, добиваться от исполнителей точности.
Процесс обучения позволяет будущему хореографу не только научиться профессии, но и раскрыть себя. В период обучения студент вырабатывает свой метод работы с исполнителями: быть строгим, требовательным, добиваться своего, учиться узнавать возможности каждого исполнителя... Всех тонкостей не перечислить. Зачастую, именно так, как студент работает во время учебы, он и будет работать дальше - в театре, ансамбле.
И нигде, кроме образовательного учреждения, не набраться такого опыта, той основы основ, которая позволит разобраться в профессии и стать настоящим мастером своего дела.
Главное - созидать, слушать педагогов, смотреть постановки, экспериментировать.
__________________
Другое:
Как хореографы придумывают и записывают танец
Балет на карантине. Москва и Петербург
В чем секрет долголетия балерин и танцовщиков