Найти в Дзене
Всем балет!

Мастерство хореографа - призвание или ремесло? Как стать хореографом

Оглавление

Говорят, что хорошим педагогом может быть тот, который сам в прошлом блистал на сцене, был профессиональным артистом. Считается, что только такие люди могут научить молодых искусству танца в том виде, в котором оно должно существовать.

Возможно, это и так. Но в реальной жизни есть множество примеров, когда блестящие исполнители не расположены к постановке танца. И наоборот: студент хореографического училища уже в школьные годы проявляет себя как балетмейстер, а не исполнитель, хотя он вполне способен и как исполнитель.

Хороший исполнитель - не всегда хороший хореограф

Известны примеры великих артистов балета, которые были далеко не "универсалами" в этом смысле.

Так,
Юрий Григорович после окончания училища танцевал на сцене Кировского театра около 10 лет, а параллельно с этим уже ставил танцы в детской балетной студии. Затем были танцы в операх, а совсем скоро - балеты "Каменный цветок" и "Легенда о любви". При этом в небольшой период артистической карьеры Юрий Николаевич только танцевал характерные и гротескные роли - уже тогда тяготел к сочинительству и не шел к вершинам исполнительской карьеры.

Юрий Григорович проводит репетиции. Большой театр
Юрий Григорович проводит репетиции. Большой театр

Марина Семенова будто впитала в себя дар преподавания, который был у ее педагога - Агриппины Вагановой. Семёнова была и педагогом-репетитором, а таже вела класс усовершенствования балерин. А Галина Уланова после завершения карьеры никогда не вела класс, а только работала с солистами.

Майя Плисецкая была блистательной исполнительницей, музой и вдохновением для таких мастеров как Морис Бежар ("Болеро"), Альберто Алонсо ("Кармен"). Но в то же время она выступила постановщиком балетов Щедрина "Дама с собачкой", "Чайка", "Анна Каренина", которые композитор посвятил балерине. Но Плисецкая никогда не вела класс и почти не работала педагогом-репетитором.

-2

Безусловно, выпускник балетной школы, знающий всю систему классического и характерного танцев, станцевавший десятки этюдов, поставленных педагогами школы, имеет большое представление о композиции танца и механизме зрительского восприятия. Опыт - его единственная балетмейстерская школа. В этом случае саморазвитие играет большую роль: такие студенты пробуют ставить танцы, изучают работы великих хореографов прошлого и настоящего.

Единицам удается сделать себя самим, потому что балетмейстер - это куда более широкая профессия. Нужно думать за всех, знать за всех, видеть на несколько квадратов вперед, быстро принимать грамотные решения, уметь работать с творческими людьми, понимать психологию артиста... За этим стоит огромный пласт опыта и информации, поэтому в СССР и появились балетмейстерские факультеты.

Можно научиться, или дар от природы?

Однозначно, стать хореографом можно, если учиться не с нуля. То есть будущий балетмейстер должен иметь определенную базу, на которой будет выстроена вся его работа в качестве сочинителя танцев.
Будущий балетмейстер овладевает профессией в процессе изучения специальных дисциплин:
композиция классического танца, композиция характерного танца, историко-бытового, современного...
Разумеется, все эти направления танцев будущий балетмейстер уже должен уметь танцевать, иначе на какой лексике он будет сочинять танец?

"...чтобы стать балетмейстером, нужно иметь не только специальное хореографическое образование, но и способности к этому виду творческой деятельности. Талант балетмейстера состоит из многих слагаемых: отлично развитая фантазия, способность мыслить хореографическими образами и сочинять несчетное число разнообразнейших танцевальных композиций.
Кроме того, ему необходимо обладать прекрасной зрительной памятью и острым взором, способным замечать исполнительскую погрешность в массе танцовщиков."

Из книги Ростислава Захарова "Сочинение танца. Страницы педагогического опыта"
Илья Живой - артист балетной труппы Мариинского театра. Окончил магистратуру АРБ ("искусство балетмейстера")
Илья Живой - артист балетной труппы Мариинского театра. Окончил магистратуру АРБ ("искусство балетмейстера")

Другое дело, что одни студенты прекрасно мыслят хореографическими образами, другие - не так хорошо. Здесь снова срабатывает аксиома: не всякий хороший исполнитель - хороший хореограф.
Но под руководством педагога так или иначе через взлеты и падения все выходят примерно на один уровень, показывают на годовом экзамене результат своей работы. Да, будет сразу видна разница в оригинальности идей разных студентов, но в целом уровень будет достойный. Будучи полностью погруженным в процесс становится возможным овладеть "технологией" профессии и создавать хореографические произведения по всем законам сцены.

Обучение постановке - работа над ошибками

Сам процесс обучения композиции танца проходит почти всегда происходит только на практике, методом проб и ошибок. Это бесконечное редактирование своей композиции до тех пор, пока она не будет доведена до совершенства.

Студенты приступают к работе, получив задание, и, затем показывают с определенной периодичностью (1-2 раза в неделю) своему педагогу, получают замечания, комментарии и рекомендации.
Далее студент переосмысливает полученную обратную связь, делает работу над ошибками, вновь собирает исполнителей и вносит изменения в свою работу. И так происходит до бесконечности, точнее, до экзамена и итогового показа. Так, за годы учебы у студента формируется четкое понимание того, каким должно быть хореографическое произведение, появляется самоцензура, способность редактировать композицию самостоятельно, добиваться от исполнителей точности.

Процесс обучения позволяет будущему хореографу не только научиться профессии, но и раскрыть себя. В период обучения студент вырабатывает свой метод работы с исполнителями: быть строгим, требовательным, добиваться своего, учиться узнавать возможности каждого исполнителя... Всех тонкостей не перечислить. Зачастую, именно так, как студент работает во время учебы, он и будет работать дальше - в театре, ансамбле.

И нигде, кроме образовательного учреждения, не набраться такого опыта, той основы основ, которая позволит разобраться в профессии и стать настоящим мастером своего дела.

Главное - созидать, слушать педагогов, смотреть постановки, экспериментировать.

Юрий Смекалов репетирует массовые сцены из балета "Медный всадник" 
(пост. Ю. Смекалова, 2016)
Юрий Смекалов репетирует массовые сцены из балета "Медный всадник" (пост. Ю. Смекалова, 2016)

__________________
Другое:
Как хореографы придумывают и записывают танец
Балет на карантине. Москва и Петербург
В чем секрет долголетия балерин и танцовщиков