Его первая книга «Учение дона Хуана: путь знания индейцев яки» -- по сути научная монография - стала учебником жизни для многих поколений. Вторая, «Путешествие в Икстлан», превратила автора в миллионера. Затем он издал еще десять томов своих сочинений, которые в магазинах и библиотеках постепенно перебрались с полок научной литературы в разделы мистики и эзотерики. Споры идут до сих пор: кто он – шарлатан, ученый, писатель или мистификатор. У него есть ученики, последователи, обожатели и враги.
Сам он называл себя великим магом. Два его излюбленных афоризма: «Все мы одиноки!» и «Бог вовсе не любит тебя, поверь!»
Карлоса Кастанеду принято считать личностью загадочной и мистической. Он не позволял записывать свои речи на диктофон, отказывался от видеосъемок, никогда не фотографировался и не отвечал на телефонные звонки и перезванивал сам, когда ему этого хотелось, ненавидел зеркала.
Мистический склад его души
25 января 1925 года он родился в крохотном и очень древнем городке инков Кахамарка, в Перу, у самого подножия Анд, рядом с индейскими святилищами, и прожил там первые 24 года своей жизни. Потом он придумал для себя много разных биографий, соответственно тем требованиям, которые к нему предъявляли окружающие. Но главная история его жизни началась в Андах, там, где в жилах местных жителей смешалась древняя кровь мудрых и загадочных инков и гордых, самоуглубленных испанцев.
Отец Карлоса был ювелиром и часовых дел мастером, мать – очень красивой, но подверженной тяжелым депрессиям и равнодушной к детям женщиной. Глава семьи всегда строил много планов, еще больше обещал, но никогда ничего не выполнял – ему не хватало упорства и целеустремленности. Он мог часами рассказывать сыну, как ему хочется написать книгу, но не брался за перо; философствовал о здоровом образе жизни, о правильном питании, утренних купаниях в озере и пеших прогулках, мальчик с радостью готовился к переменам, а папа на них никогда не шел: «Ах, как я устал, сегодня я не могу встать в шесть, вода в озере холодна, а полезная для здоровья еда требует много времени для приготовления». Карлос мечтал иметь другого отца – мудрого и сильного.
Он думал, что слаб духом и не приспособлен к жизни, так как не выносил чужих страданий. Однажды он чуть не потерял сознание от ужаса, когда в случайной драке сломал ключицу своему однокласснику. Ему всегда было легче подставить под удар себя, чем избить физически или ранить словесно другого человека. За эту «странную» черту его в детстве дразнили кузены. И только в зрелом возрасте он понял: то, что он принимал за слабость, являлось врожденным благородством натуры. Тот, кто благороден, предпочтет быть жертвой, а не палачом.
От отца Кастанеда унаследовал тягу к созданию прекрасных предметов, от мамы – постоянную неудовлетворенность собой и своей судьбой, от индейских предков – мистический склад души.
Город, не оправдавший надежд
Матушка Карлоса мечтала царить в большом свете, и по ее настоянию семья в 1948 году перебралась в столичный город Лиму. Через год после переезда Сюзанна умерла от воспаления легких – как считал Карлос, она оказалась слишком слабой, чтобы добиться успеха в столице, и не пережила разочарования. За три неполных года, проведенных в Лиме, Карлос окончил колледж изящных искусств, где изучал живопись и скульптуру. Но родная страна казалась ему очень суровой и жестокой, и он решил перебраться в США – самую великую страну мира, где найдется место для всех.
Путь эмигранта
В его иммиграционной карточке написано: «Карлос Цезарь Арана Кастанеда, рост 165 сантиметров, вес 58 кг, волосы черные, переселился в Сан-Франциско в 1951 году».
На родине он был красивым, высоким и умным. В США оказался маленьким, смуглым, черноволосым, замкнутым и робким, скверно говорящим на английском и больше всего похожим на мексиканского садовника или шофера. Здесь ценили общительных, улыбчивых, уверенных в себе и успешных англосаксов ростом под метр девяносто.
Карлос боялся подойти к местным девушкам – с золотыми локонами, в пышных юбках и нейлоновых, чудовищно соблазнительных чулках. Его самоуверенные сверстники разъезжали на собственных машинах. А он, несмотря на свое блестящее для Перу образование, был обречен на стандартный путь эмигранта – сначала мыл посуду в ресторанах, затем работал продавцом в винном магазине и таксистом. Он вкалывал как проклятый, чтобы скопить деньги на учебу, сильно обиделся на свое прошлое и решил его перечеркнуть.
Новая история
Через четыре года Карлос переехал в Лос-Анджелес и поступил на факультет социальной психологии Калифорнийского университета. Эмигранты из Перу считались в США тупыми крестьянами или полоумными колдунами. Он не хотел быть ни тем ни другим и решил придумать себе новую биографию, повысить свой социальный статус и омолодиться на шесть лет, чтобы сравняться по возрасту с остальными студентами и вычеркнуть из памяти тяжкий период эмиграции.
По свежесочиненным данным, он родился 25 декабря 1931 года в богатой Бразилии, в Сан-Пауло, когда его матушке едва исполнилось пятнадцать, а папе – семнадцать лет. Маленького Карлоса воспитывал в своем роскошном поместье дедушка, мудрец и аристократ. Он вернул сына родителям только тогда, когда те повзрослели. В своей новой биографии папа Карлоса заметно поумнел, изменил занятие и превратился в профессора философии. Мама осталась такой же красивой, претенциозной и беспомощной. Он «похоронил» ее совсем молодой, на двадцать втором году жизни. Карлос рассказывал о смерти матушки с искренними слезами на глазах, приговаривая, что шестилетний ребенок никак не мог вывести ее из депрессии, хоть и очень старался. Новая биография куда больше прежней подходила для новой жизни Карлоса.
Попытка быть как все успехом не увенчалась
Ему невероятно хотелось стать рафинированным и цивилизованным, впитать в себя европейскую культуру. Его простонародный испанский акцент преобразился в элегантный и легкий кастильский, свойственный аристократам. Он овладел всеми тонкостями английского языка, часами сидел над чистыми листами бумаги, изгрыз сотни авторучек, но все попытки сочинять рассказы в стиле Хемингуэя заканчивались одинаково: чудовищными приступами мигрени.
Ничуть не более успешным оказалось увлечение скульптурой и живописью – все статуэтки из терракоты и пейзажи были скучны и вторичны. В нем кипели мысли и чувства, не находившие себе выхода искусстве и доводившие его до горячки с температурой под сорок. Он неплохо зарабатывал в качестве менеджера, купил машину, снял хорошую квартиру. И понял, что жизнь – не удалась. Он очень старался, но к тридцати годам из него не вышло ни практичного англосакса, ни романтичного испанца.
Десять лет он пытался подстроиться под Америку -- в итоге его индейская кровь взяла над ним верх и указала ему его место в жизни. Он решил вернуться к своим истокам, бросил работу в фирме, назначил своей очередной подруге свидание в кафе, сообщил ей, что они расстаются, осведомился, хватит ли у нее денег заплатить за себя и доехать домой на такси, ибо, не будучи большее ее другом, он не намерен нести за нее материальную ответственность. И сменил квартиру. История бедного эмигранта из Перу, который хотел стать Большим Белым Человеком, закончилась. Началась история Мудрого Черного Ворона из отрогов Анд.
Продолжение ЗДЕСЬ
Галина Панц-Зайцева (с) "Лилит"