Найти тему
Некто Невский

Как я мучился и страдал, гордился и восхищался…чем бы Вы думали? Лодочным мотором “Вихрь-М”,

Вот он, мой мотор...Личные фото.
Вот он, мой мотор...Личные фото.

в народе Четвертак, или увлечения настоящих мужчин в 80-е.
Как известно, себя не похвалишь…ну, и далее. Таких, как я, было много на Волге, да и не только на этой прекрасной реке.

В начале 80-х моя семья приняла решение приобрести моторную лодку. Новый Прогресс-2 или Прогресс-4 стоили весьма дорого, около 700 рублей, а мотор Вихрь-М стоял в спортивном магазине за 420 в той же валюте. На спасательный круг, жилеты и то да сё, выходило ещё около 200р. То есть – много! Было принято решение покупать б/у. Причём, Прогресс, так как Казанки стоили ощутимо дороже. За 250 советских денег я нашёл именно то, что искал: Прогресс-2(П-2) с четвертаком+ ящик+кучу запчастей+стоянку от завода ЗиМ на правом берегу. П-2 было около 10 лет и была лодка в состоянии запустения и рассказ о ней, как говорит Каневский, уже совсем другая история. Мотор был 25-и сильный, переделанный из 20-ки.
ПЛМ Вихрь-М. Фото из Яндекса.
ПЛМ Вихрь-М. Фото из Яндекса.

Ушки для крепления ручного стартера были отломаны, поэтому мотор приходилось запускать, накручивая верёвочку на маховик и дёргая. Иной раз эти манипуляции приходилось повторять многократно. Первый сезон прошёл в приведении лодки в божеский вид, обустройстве на стоянке и в противостоянии с постоянно плохо заводившемся мотором. Бывший хозяин, кстати очень порядочный человек, узнав о моих страданиях, подарил мне два, только начавших выпускаться, бесконтактных электронных зажигания МБ-2 и маховик к ним (он сам работал на ЗиМе, где изготавливали эти усовершенствования для Вихря). И после установки этих железок жизнь наладилась! Несмотря на трудности в приведении лодки и мотора в порядок, мы с семьёй и друзьями выезжали отдыхать за Волгу и проводили там совершенно великолепные дни ночи. Палатка, ночная река, костёр, уха под водочку…это же просто сказка. Романтика!

Личные фото. На отдыхе за Волгой и рай для детей.
Личные фото. На отдыхе за Волгой и рай для детей.

По прошествии лета я привёз мотор домой и разместил его на балконе. За зиму я раздобыл культовую книгу Страшкевича (одного из конструкторов Вихря), закупил необходимые запчасти. Благо с ними проблем не было, так как мотор делали тоже в нашем городе. Помните модное словечко тех лет-ДОСТАЛ! Так вот, кое что и достал. И вот наступила весна и я на балконе, обогащённый знаниями из умной книги, а так же инструментом, запчастями и оптимизмом, принялся полностью перебирать мотор…Ооо, это было увлекательное занятие, в процессе которого я, то опускался на дно отчаяния, то поднимался на гребень успеха, с гордостью осознавая, могу ведь, блин…Ах, нет…слова блин тогда не использовали, так же как и “круто”.Уделив внимание покраске мотора, а особенно, колпака, я с нетерпением ожидал начала навигации. Она обычно начиналась после 10-х чисел июня. А до это было (да и сейчас есть) низзя, так как нерест и вообще. После спуска лодки на воду на ЗиМовской стоянке, где это действо у многих лодочников имело вид особого ритуала (с непременным застольем на днище перевёрнутой лодки), я с нетерпением приступил к пробному запуску мотора. Один рывок, второй, третий…червяк сомнения внутри меня ликует: - Вот, неправильно собрал, а я говорил…Но тут ррррррр…Вихрь мягко ровно затарахтел. Ура! Тут-то я и выдал свою любимую фразу: - Я рад, что мои труды пропали не даром!Но для лодки и мотора в этом сезоне я сделал ещё кое что. Установил очень удачный гребной полугрузовой винт с шагом 282, предварительно отполировав, заострив и отбалансировав его. Кроме того я купил и установил на приборную панель новинку тех лет- прибор ИЛМ. Стрелочный прибор показывал или температуру двигателя или его обороты. Очень, кстати, актуальненько, так для контроля температуры лодочники сверлили в моторах дырки в глушителе, что бы из рубашки охлаждения била струйка воды (охлаждение есть!), а они её наблюдали в зеркало заднего вида. Неудобно, громоздко и вообще, нафиг надо! В этот сезон мотор работал отлично, ни разу не подвёл. Но у него проявился характер (не зря говорят, что они живые!). Не любил пьяных, в том числе и хозяина. Плохо заводился. О, как. В последующие годы я сделал для движка целый ряд апгрейдов, улучшавших качество работы и мощность. Обточил и отполировал нижнюю часть дейдвуда, сточил на 1.5 мм крышку головки блока цилиндров, увеличив степень сжатия, смонтировал в “ноге” дюралевые трубки, организовав настроенный выхлоп, как на 30-ке, на карбюраторе поставил вихревую насадку для лучшего перемешивания смеси, раздобыв указатель вертикальной скорости (альтиметр?) от вертолёта, разместил его на приборной панели, подведя трубку от мотора, на подводной части которого размещался водозаборник( теперь на приборке я измерял скорость, чему завидовали соседи по стоянке). В таком виде мотор таскал лодку с полной нагрузкой очень неплохо и служил верой и правдой до конца 90-х и я не понимал, почему некоторые ругают моторы Вихрь за ненадёжность. Но хорошее никогда не длится вечно. На одной из турбаз мотор украли, чем очень сильно меня расстроили. А в те времена его искать никто бы и не стал.

А ещё на нашей стоянке у людей были другие моторы, причём очень неплохие. Это Москва 25 и 30. Нептун (кажется 22),а ещё очень интересный мотор Привет-22. Очень оригинальная конструкция(говорили, что слизан Вольво)с изящным, миниатюрным дейдвудом. Его использовали соседи скутеристы в режиме полупогруженного винта. Привет ничуть не уступал 25-и сильным Вихрям, в том числе по экономичности.

Если Вы дочитали до конца, спасибо, и если у Вас тоже была лодка с мотором (вообще, дурацкое условие, ну кто не лодочник будет это читать?), поделитесь своими воспоминаниями.

Всем Удачи!