Найти тему

Как отличить оммаж от пародии? (часть 1)

Пандемия и самоизоляция – лучшее время, чтобы заняться собой, узнать что-то новое и расширить кругозор. А что может быть интереснее, чем тайный мир кино? Все мы любим смотреть фильмы и с жаром обсуждаем некоторые, наиболее яркие, картины. Но, всегда ли терминология используется уместно? Настало время расставить все точки над "i", став настоящим гуру кинематографа!

И первые три слова на сегодня:

Цитата

Цитата в кино, как и в жизни, не несёт цели украсть что-то у первоисточника. Скорее, это попытка диалога с предшественником, дань уважения, помогающая украсить картину, добавить ей выразительности без потери смысла.

Например, многие отмечают обилие цитат из лент Тарковского в фильме Алехандро Гонсалеса Иньярриту "Выживший". При просмотре, складывается впечатление, что Иньярриту снимает шляпу перед мастерством Тарковского, пронизывая сцены цитатами великих творений мастера, создавая гнетущую звенящую атмосферу, но, при этом, передавая свою уникальную историю. Это не плагиат, это разговор "ученика и учителя"

Реминисценция

Реминисценция — это неявная цитата, можно сказать, почти свободный пересказ без кавычек. Это больше интеллектуальная отсылка, творческие образы, иногда рассуждения над природой и сутью приёмов, образов, композиции.

Например, Лени Рифеншталь, немецкая кинорежиссёрша, использовала приём реминисценции в своём "Триумфе воли" – киноленте про Гитлера становлении его власти. В конце, когда наступает кульминация, зрительские нервы предельно накалены... в тот самый триумф всё население Германии теряет лица, превращается в общую ликующую массу, вверх вздымаются знамёна и среди этого камера иногда выхватывает силуэт "вождя", единственного лица, различимого в месиве общей эйфории и страха. Так вот, именно этот момент является ни чем иным, как реминисценцией полотна «Улица Сен-Дени. Праздник 30 июня 1878 года. (Флаги)» Клода Моне. Рифеншталь не копирует картину, она передаёт её динамику, свободно рассуждает над величием воли, мощью воздетых к небу знамён и бесправностью, безликостью знаменосцев.

-3

Плагиат

Плагиат – это использование чужого интеллектуального труда, нарушение авторского права и даже "пиратство".

В кинематографе непросто определить плагиат, отделить его от цитаты или подражания, решить является ли ремейк копиркой. Так, если визуальные решения, например в "Выжившем" не являются основой и содержание не страдает при их замене, то обвинить Иньярриту в плагиате Тарковского не сможет даже суд и искусствоведами во главе. Ведь позаимствовать эффектный приём передачи информации и атмосферы не плохо. А вот, история с трилогией Ника Перумова "Молли Блэкуотер" и очередным шедевром кинокомпании KD Studios "Эбигейл" более чем попахивает неумелым плагиатом... разумеется, без решения суда вешать ярлыки никто не собирается, но из любопытства сравнить их и сделать свои выводы может каждый :)

Сегодня мы разобрали три термина языка кинематографа: цитата, реминисценция и плагиат. В следующем посте обсудим оммаж, аллюзию и пародию, которые очень часто встречаются в фильмах, но многие называют их общим словом "отсылка".

Продолжение:

Как отличить оммаж от пародии? (часть 2)

Как отличить оммаж от пародии? (часть 3)

-4

Поддержи меня лайком и подпишись на канал.
Готово? Читай, смотри, вдохновляйся!