Найти в Дзене

Почему Гитлер убивал евреев?

История антисемитизма в Германии и Австрии имеет давнюю традицию. В Средние века бытовал религиозный антисемитизм, мол евреи распяли Христа, отсюда многочисленные еврейские погромы в годы Крестовых походов. Антисемитизм нового типа берёт начало в XIX веке с началом модернизации всех сфер жизни, промышленным переворотом и торжеством капитализма. Для многих представителей немецкой (и не только немецкой, справедливости ради) элиты - аристократов и интеллигентов, евреи представляли собой архетипичное сосредоточие всех пороков новой эпохи: жажда наживы, материализм, равнодушие к традиционным "аристократичным" паттернам поведения, политический либерализм и так далее. С середины XIX столетия, когда на фоне культурной дискриминации, многие евреи пополнили и даже возглавили социалистические ассоциации и партии, еврейство начало ассоциироваться, помимо прочего, с "красной опасностью". В 1918 году некомпетентные немецкие генералы-аристократы проиграли Великую войну. Чтобы переложить вину за собст

История антисемитизма в Германии и Австрии имеет давнюю традицию. В Средние века бытовал религиозный антисемитизм, мол евреи распяли Христа, отсюда многочисленные еврейские погромы в годы Крестовых походов.

Антисемитизм нового типа берёт начало в XIX веке с началом модернизации всех сфер жизни, промышленным переворотом и торжеством капитализма. Для многих представителей немецкой (и не только немецкой, справедливости ради) элиты - аристократов и интеллигентов, евреи представляли собой архетипичное сосредоточие всех пороков новой эпохи: жажда наживы, материализм, равнодушие к традиционным "аристократичным" паттернам поведения, политический либерализм и так далее. С середины XIX столетия, когда на фоне культурной дискриминации, многие евреи пополнили и даже возглавили социалистические ассоциации и партии, еврейство начало ассоциироваться, помимо прочего, с "красной опасностью".

В 1918 году некомпетентные немецкие генералы-аристократы проиграли Великую войну. Чтобы переложить вину за собственное поражение, они придумали легенду об "ударе ножом в спину". Мол, "Германия с союзниками отважно бились на фронте, но коварные леваки во главе с евреями разложили тыл и устроили революцию, засадив армии нож в спину на грани победы". В эту бредовую идею верили тогда множество немцев. То, что евреи возглавляли Коммунистическую партию Германии, пытавшуюся в 1918 - 1923 годах захватить власть насильственным путём по примеру России, также не добавляло им симпатий со стороны общества.

В замечательном труде австрийского историка Бригитты Хаманн "Гитлер в Вене. Портрет диктатора в юности" (книга переведена на русский) отражены фазы взросления Гитлера и делается попытка понять, в какой же из моментов он стал фанатичным ненавистником евреев. В итоге она приходит к выводу, что это произошло где-то на рубеже 1918-1919 годов, вероятно под впечатлением легенды "об ударе ножом в спину" (напомню, Гитлер 4 года отвоевал на фронте) и попыток Компартии, возглавляемой евреями, захватить власть в Баварии. До этого, в частности в венский период жизни, за молодым Гитлером не наблюдалось особой зацикленности на еврейском вопросе. И лишь затем, начитавшись антисемитской макулатуры, Гитлер поверил в бредни о мировом еврейском заговоре, из-за которого гибли все цивилизации, начиная с шумеров и Вавилона.