Прошло более 70 лет с окончания самой страшной войны на Земле, когда враг топтал нашу землю и нес разрушение, смерть и бесконечное горе. Миллионы людей прошли через тяжелые испытания, лишения и даже пожертвовали своей жизнью для того, чтобы сегодня мы жили в мире и спокойствии.
Нет ни одного дома или семьи, которой не коснулась бы эта беда. Вот почему кинорежиссеры не устают снимать проникновенные и страшные фильмы о войне и человеческих судьбах: мы не должны забывать о том, как хрупок наш чудесный мир.
Двадцать дней без войны, 1976
Двадцать второго июня сорок первого года огромная страна встала и следующие четыре года уже не ложилась. О тех, кто не спал, шагая к Берлину, рассказали уже много, а эта история — о тех, кто, не смыкая глаз, ждал с войны своих близких. Действие в городе-призраке похоже на скромный пир во время чумы, а герой грустного Никулина чувствует себя гостем в собственном доме, где теперь хозяйничает щедрая на горе война. Здесь, как и в бою, пахнет ненавистным порохом, а бытовые трагедии ужасны своей обыденностью. И с этим надо как-то жить, или пытаться, или хотя бы делать вид.
Иди и смотри, 1985
По сравнению с картинами нынешних режиссеров, стремящихся уместить в каждый кадр максимальное количество подробностей, фильм Климова аскетичен. Он состоит из недосказанных эпизодов — коляски с трупом, нарезающей бессмысленные круги, или пустого взгляда немецкого офицера. Здесь пахнет бензином и горелым мясом. В ваших ушах гремят мелодия заезженной патефонной пластинки и чей-то идиотский полупьяный смех. Теперь вы знаете, как выглядит конец света. Он уже свершился, но все были заняты, и его прихода никто не заметил.
Бабье царство, 1967
Бабьим царством стали наши сёла в годы Отечественной войны. Русская женщина сполна хлебнула горя, испытав на себе унижения и издевательства гитлеровцев — поборы, побои, отправку молодёжи в Германию, изнасилования и даже убийства. На войне убивают один раз, а главную героиню Риммы Марковой и миллионы таких как она, убивали каждый день. Русскую женщину переехало войной, показанной в картине мало, но не ставшей от этого менее страшной.
Иваново детство, 1962
Молодому актеру Коле Бурляеву пришлось нелегко на съемках. Он лежал в холодной мартовской грязи, ползал по болотам, плавал в ноябрьском Днепре. И все это ради того, чтобы достоверно передать образ необыкновенной личности — мальчика Ивана, бросившего на кон все. Война для Ивана — это месть. Месть за уничтоженное на взлете детство, за гибель матери, за все то светлое и доброе, что должно быть у мальчишки… Очень страшное произведение: в мире озлобившихся взрослых ребенок, вынуждаемый страшными обстоятельствами, фактически приносит себя в жертву.
Баллада о старом оружии, 1986
Старая Патимат идет на фронт, а из вещей у нее — только два старинных кинжала, которые она должна передать своим красавцам-сыновьям. Долго ли, коротко ли, но на фронт она все же попала, да только встретила не своих сыновей, а целую роту бойцов из Москвы, взявших бабушку на поруки. Слоганом фильма можно было бы сделать молитву старушки: «Спасибо тебе, Аллах. Было у меня два сына, а стало у меня целых сто сыновей». Фильм остался почти незамеченным публикой, а жаль. Ведь скромная дагестанская бабушка Патимат сыграла так, как и не снилось самым именитым мастерам Голливуда.
Дорога в рай, 1997
Не задумываясь о войне как о чем-то серьезном и близком, шутя о никчемности японской армии, состоятельные леди и джентльмены отдыхают в ресторане в Сингапуре. Но в жизни их ожидает крутой поворот — женщины оказываются в японском концлагере на Суматре. Это кажется невозможным, и леди ждут скорого спасения, но проходит неделя, месяц, год, и надежда тает. А вместе с ней неумолимо тает и человеческое достоинство.
Охотник на оленей, 1978
Три друга, наивные ребята, смотрят на войну лишь как на период времени, который нужно просто провести, не зная, что их ждет настоящая преисподняя. Один из них на всю жизнь получает чувство вины, второй остается калекой, а судьба третьего плачевна настолько, что не оставит равнодушным ни одного зрителя. Все другие образы Кристофера Уокена не стоят его дебютной роли: добрый, веселый, влюбленный молодой человек, впереди у которого была целая жизнь, после войны перестал быть собой, словно его душа навсегда осталась в плену…
Судьба, 1977
Некоторым современным режиссерам стоит пересматривать «Судьбу» каждый день, чтобы научиться снимать фильмы о войне и подвиге русского народа. Было во время войны всякое. Были те, кто струсил, те, кто дорвался до власти или те, кто увидел в чужом горе свою выгоду. Но остальных героев «Судьбы» можно назвать не иначе как великими людьми. Один пожертвовал собой, чтобы взорвать завод. Другая сожгла собственный дом, полный фашистов. Третья предпочла умереть, но остаться с честью. Это ли не великая жертва советских людей?
Список Шиндлера, 1993
Гениальная картина Спилберга — о величайшей трагедии не только еврейского народа, но и всего человечества. О том, как одна из самых высокодуховных цивилизаций мыслителей и поэтов в одночасье низверглась в пучину мракобесия и безумия, какого еще не видел мир. О том, как одна-единственная нация вознесла себя настолько высоко, что за несколько лет войны превратила 6 миллионов человеческих жизней с их мечтами, чувствами и надеждами в горы пепла. И в конце фильма главный герой плачет, жалея, что не смог спасти чуточку больше людей.
Сын Саула, 2015
Сценаристы пересмотрели сотни архивных документальных кинолент, прежде чем приступить к работе. Это было необходимо для воссоздания в кадре мельчайших деталей быта лагеря смерти. Действие происходит в концлагере Освенцим, а главный герой — Саул — входит в специальную группу заключённых, которым нацисты поручают выполнять грязную работу по уничтожению людей в газовых камерах и сжиганию тел в крематории. Однажды нацистский врач убивает выжившего в газовой камере мальчика. Обезумевший от ежедневного ужаса Саул «признаёт» в ребенке своего сына…
Ее зовут Сара, 2010
Эта история не пестрит ужасами, которые мы привыкли видеть в фильмах о войне. Но она тягостна и оставляет после себя чувство величайшего сожаления. Осветить операцию «Весенний ветер», о которой во Франции стыдятся говорить до сих пор, — большая смелость для режиссера-француза, ведь его могла постичь та же печальная участь, что и велостадион, который за одну ночь сломал жизни 13 000 человек. Велостадион уничтожен, французы молчат, а мы должны посмотреть фильм. И пусть подобное никогда не повторится.