Или почему большинство верит в гороскопы.
Суть: когда мы видим описание какой либо социальной группы, в которую, как нам кажется мы входим, все характеристики членов этой группы мы транслируем и находим в себе.
Как проявляется: видим находим себя не только в различных астрологических гороскопах, но и рекламных объявлениях, опросах и т.д. Этот эффект также используют гадалки и различные предсказатели. Как следствие подвержены предсказаниям, руководствам к действию, рекомендациям по жизни и так далее. Считаем, что должны поступать, как предназначено.
Факторы, влияющие на эффект
- Собеседник убеждён, что описание применимо только к нему (он должен проецировать на себя прежде всего).
- Собеседник убеждён в авторитетности сформулировавшего описание (знаменитый инфобизнесмен, авторитетное публичное лицо, политик, руководитель компании, "какой то ученый где то написал"). Как правило мы не проверяем авторитета автора, если в нем не сомневаемся.
- В описании присутствуют преимущественно позитивные характеристики.
Как использовать: манипуляция заключается в том, что мы можем привлечь интересующую нас группу людей, используя обобщения в описании. Преследую свою цель, попавших в ловушку мы направляем по "верному" пути.
Пример: мужчины или женщины родившиеся с 1 января по 31 декабря хотят проявлять иногда инициативу, но сдерживаются. Рекомендуется пить с утра пиво для открытия чакры.
Пример №1: "Вы предприниматель, у вас от 1 до 100 сотрудников, Вы грязните в рутине, денег хочется все больше как и отдыха, но времени нет?! Приходите на мой тренинг за 1337 рублей и я конкретно Вам помогу."
Пример №2 рекламный пост из инстаграмма : Выручка не растет?Менеджеры не справляются? Кризис поджимает? Реклама выкачивает весь бюджет а толку нет? Узнай, как полутить клиентов на опте за 3 дня!