Меня всегда увлекала идея окунуться в прошлое своей малой Родины-города Алатыря и его окрестностей. Как жили люди 400 – 500 лет назад в этих местах, о чем думали, чем занимались, какие были нравы и поверья. Такую виртуальную возможность предоставил Интернет. Сейчас многие библиотеки оцифровывают документы, находящиеся в архивах, и делают их доступными для всех желающих приобщиться к истории, к старине. Вот и в сегодняшней заметке мне хотелось бы поделиться выдержками из заметок академика Императорской Академии Наук Лепехина Ивана Ивановича, касающимися алатырской стороны. В 1768 году академик Лепехин совершил путешествие из С.Петербурга до Симбирска. Возглавляя небольшую по численности экспедицию ( 2 студента, рисовальщик и набивальщик) Лепехин на перекладных проехал, записал, зарисовал все что видел по пути. А также записывал разные истории, поверья и картинки жизни и быта местного населения. Вот с некоторыми из этих записок я и познакомлю Вас, мои дорогие читатели.
Будучи медиком, академик Лепехин уделял особое внимание состоянию медицины в России. Главный вывод его из путешествия – медицины нет, от слова вообще. Местные жители в лечении болезней полагаются на старух, ворожей, лекарек. Так в Арзамасе один чиновник восхвалял перед Лепехиным свой наследственный лечебник. Вот они пошли по Алатырской дороге и первой попалась Плакун трава. Чиновник по памяти стал зачитывать лечебник: «Плакуном эту траву называют потому, что она заставляет плакать нечистых духом. Когда будешь при себе иметь сию траву, то все неприязненные духи ей покоряются. Она одна в состоянии выгнать домовых дедушек, кикимор и открыть доступ к кладам, которые стерегут нечистые духи». От чертей дошло дело до ворожей и колдунов. «Вот Калюка – ее надо знать всякому прохожему и проезжающему. Ее дымом окуришь ружье, и никакой колдун его не заговорит». И все в таком духе. Под словом лихорадка в лечебнике рассказывалось о семи крылатых сестрах, которые содержатся на цепях в подземных челюстях, и которые после того как их с цепей снимают, набрасываются на человека и целуют его в лоб. И все в таком же духе. В 18 веке нежить, нелюдь и прочие страсти были обычными верованиями у людей.
Несколько строк об Арзамасе. В городе сильно было развито поташное и кожевенное производство, сопровождаемое очень неприятными запахами и отрицательно влияющие на здоровье людей. Не повезло городу. Уже в советские времена в районе города произошла утечка радиоактивных веществ. Масса людей пострадала и от аварии и во время ее ликвидации.
В селе Возьян местный помещик Лопатин ознакомил академика с интересным методом обновления сада. У старой яблони с одной стороны подкапывали и обрезали корни, яблоню наклоняли в противоположную сторону и укладывали в заранее вырытую траншею и засыпали землей. Ветки прорастали и, таким образом, на несколько лет раньше яблоня обновлялась, нежели ее выращивать из семечка.
Проезжая по берегу речки Пьяна, обратили внимание, что речка очень извилистая. Толи от этой ее характеристики она получила такое название, то ли по другой причине. Как в народе говорят, в давние времена два Князя, то ли русских, то ли ордынских затеяли между собой битву. Один проиграл и отошел. Победивший Князь устроил пир. Перепились все вусмерть - ходили, шатались туда – сюда. Проигравший Князь собрал свои войска и ночью напал на пьяное войско, и всех перебил. Поэтому речку назвали Пьяной рекой или Пьяной. Скорее всего, речь идет о русских князьях. Поскольку в достоверной истории такие случаи действительно происходили.
Проезжая через село Мурашкино, обратили внимание на его большие размеры. В селе было семь приходов, в каждом по две церкви. Только мужского населения было более 3 тысяч человек. Так как всем земли не хватало, то многие занимались ремеслами. Через несколько десятков верст попалась татарская деревня Маклаковка. Речка Уранга разделяла деревню на две части – в одной жили крещеные татары, а в другой – некрещеные. Друг друга обе сторон терпеть не могли и всячески друг другу пакостили. Вот ведь как! Видимо насильственной христианизации инородцев не было.
Наконец – то переехали Суру в районе города Курмыш. Город оставил плохое впечатление своей бедностью, грязью. Правая сторона Суры лиственная . Проезжая по лесной дороге увидели ужа. Хотели гада прибить, но крещеный Мордвин проводник не дал этого сделать, а прогнал ужа пинками в лес. А путешественникам рассказал следующую побасенку. В лесу водится много черных вредных для человека и скота змей. Во время сенокоса или других работ народ ищет места для отдыха, где водятся ужи. Тут можно спать без боязни, что черные змеи залезут спящему человеку в рот – ужи таких змей отгоняют, а сами остаются около человека, иногда залезают на грудь спящего человека и, свернувшись на груди, лежат, пока человек не проснется. А еще мордва считают ужей разумными тварями, понимающими человеческую речь. Скажешь ужу, чтобы ушел с дороги, он и уползает. Поэтому местное население ужей никогда не убивает.
Вредным представителем ползающих гадов является медяница (медянка). Она представляется слепой змеёй и обретающей глаза только в Иванов день. Тогда, если она увидит человека или скотину, то стремительно бросается и пробивает насквозь, как стрелка. Если укусит другая какая змея, то необходимо сразу перевязать место выше укуса красным шерстяным поясом, чтобы опухоль не поднялась выше и смазывать место укуса кровью этой змеи и пить отвар Змеевника. Если змею убить не удается, то разрывают надвое живого голубя и прикладывают к ране, так как считается, что так можно вытянуть яд. Интересен случай, когда человек на сенокосе выпьет слишком холодной воды и простудится, то когда просыпается, то плохо себя чувствует. Тут однозначно ему говорят, что к нему в рот залезла змея. То вот какой рецепт лечения: больного поят парным и наговоренным коровьем молоком с конопляным маслом в очень больших количествах – сколько сможет влезть. Потом в сильно натопленной бане за ноги подвешивают к потолку и держат до тех пор, пока его не вырвет. Рядом кроме наговорщика на молоко никого не должно быть. И как академик думает, у этого наговорщика в рукаве всегда есть труп змеи, чтобы показать свое умение выгонять тварей из тела человека, причем за эту операцию они неплохо получали. А на самом то деле чего только не бывает! Читаешь такое, и мурашки по коже слонами бегают. Вот ведь медицина была в 18 веке?
Подъехали к татарской деревне Красная. Академика проводили к мулле, который как раз врачевал больного - спина болела. Мулла милостиво просветил академика о своем методе лечения больных. На первом месте стояла бобровая струя. На втором месте была киноварь – как средство от всех болезней. Накрывали больного потеплей, кидали киноварь на жаровню и окуривали больное место дымом. Как у татар, так и по все России, такой метод у знахарей назвался «сидеть на киновари». Как у любого лекаря незаменимым препаратом для лечения был мышьяк. Для больных лихорадкой мулла лечил следующим лекарством – в стакане воды растворяли 2-3 капли водки. То ли водка тогда была другая, то ли ее делали по другому рецепту – только сейчас, когда простужаемся, пьем водку стаканами, а не каплями.
Если кому интересно почитать «Записки..», можно обратиться по адресу: https://runivers.ru/