Наблюдатель
Пока Италия зарыта и находится вся в карантине по вирусу, можно перелистать страница некоторых книжек, которые откроют нам совершенно иную Италию, малоизвестную, а то и совершенно неизвестную. Вот жаль, что Италия закрылась непонятно насколько! А то не только мы из 21 века, но и наши более старшие предки любили Италию да так, что и остались навсегда на Аппенинском полуострове.
И Карл Брюллов, и старшая дочь Толстого - Татьяна Львовна, и легенда мировой моды Ирэн Голицына (в миру - Ирина Борисовна), и Дягилев, который в представлении не нуждается, и поэт Иосиф Бродский.
Обо всем этом сегодня легко прочесть в книжке С. Нечаева "Русская Италия", которая читается, как детектив с элементами "Трех мушкетеров" и "Гарри Поттера" - потому что Италия сама по себе сказочная страна и там предметов искусства, наверное, на 1 квадратном метре больше, чем где-либо в мире.
Но вернемся к нашим героям. Татьяна Львовна Толстая объявилась в Риме не просто так, а потому что так хотела её дочь - внучка Льва Толстого и невеста преуспевающего адвоката Леонардо-Джузеппе Альбертини. Старшая и любимая дочь Софьи Андреевны и Льва Николаевича - Татьяна даже и не думала, что останется в Риме навсегда, когда покидала Советскую Россию в 1925 году. Она была очень приятной в общении, бескофликтна и осторожна - Татьяна Львовна Толстая. В конце-концов надоело ей возделывать огороды в революционную бескормицу, плести из верёвок обувь - это ей-то красавице, чей нрав волновал в своё время многих ухажеров в России. Надоело и вязать на продажу платки. И очень боялась за юную дочь, которой в 1925 году исполнилось как раз 20 лет. В круто менявшейся стране, полной неразберихи всевозможных отношений, девушке не проживать, лучше переждать это время вдали родных пенатов. Так решила Толстая-мать, чтобы уберечь дочь.
Она оставила свое последний пост комиссара-хранителя "Ясной Поляны", передала его младшей сестре Александре, оставила заботу о музеях отца в России. И уехала в Париж с дочерью. Но жизнь на чужбине не была "пирогами и пышками" - Толстых никто не ждал. Так что Татьяна Львовна, хоть и выступала с лекциями об отце, но это всё не то, что в России. Конечно, с хлеба на квас не перебивались, но иногда небо казалось величиной "с рогожку". Были, впрочем, и приятности. В 1928 году Татьяна Львовна Сухотина-Толстая возглавила празднование 100-летнего юбилея своего отца за рубежами России. Марина Цветаева прислала ей книгу своих стихов "в знак внимания и симпатии". Будущий Нобелевский лауреат И.А. Бунин многократно писал Т.Л. Сухотиной-Толстой: "...вы, Толстые, истинно как родные были мне всю жизнь." Но жизнь посылала не только пряники.
Дочь Татьяны Львовны бралась за любую работу - писала, чертила, стучала на машинке и даже играла в театральной труппе. Там её и заметил пылкий итальянец и предложил руку и сердце и Италию в придачу. А Татьяна возьми и согласись. Мать не возражала. Они все переехали в Рим. И дальше начались римские годы, и о них прекрасно рассказано в книге "Русская Италия".
Скончалась Татьяна Львовна Толстая в любимом Риме в 1950 году в возрасте полных 85 лет. Похоронили её на кладбище Тестаччо , рядом с могилой её пасынка, Фёдора Михайловича Сухотина.
Ну а теперь художники, точнее художник, хороший живописец, не очень известный, но, наверное, первый невозвращенец в Россию из мира искусства. Это Пимен Орлов.
Традиция стажировки русских художников в Италии была заложена при Петре Первом, когда в 1716 году туда были направлены братья Иван и Роман Никитины. За три года они освоили язык, учились во Флоренции у профессора местной Академии Томазо Реди. Во второй половине XVIII века пенсионерами Академии были художники А. П. Лосенко и П. И. Соколов, скульптор Ф. И. Шубин.
Приезжавшие за мастерством в Италию художники вначале воспитанниками Петербургской Академии художеств, удостоенными золотой медали за дипломную программу. Каждый из пансионеров получал 400 червонцев на дорогу, а затем — по 300 червонцев годовых. Исторические живописцы и скульпторы посылались сроком на шесть лет, пейзажисты, жанристы, баталисты — на три года.
С возникновением в 1820 году Общества поощрения художников появился еще один канал, по которому можно было получить стипендию и возможность стажироваться в Италии. Главной своей целью Общество поощрения художников провозгласило «помогать художникам, оказывающим дарование».
Не все русские художники-пансионеры возвращались обратно в Россию. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть списки похороненных на римском кладбище Тестаччо: здесь и художник Константин Васильевич Григорович, умерший в 1855 году, и художник Иван Григорьевич Давыдов, умерший в 1856 году, и художник Михаил Тарасович Марков, умерший в 1835 году, и художник Петр Степанович Петровский, умерший в 1842 году, и скульптор Петр Андреевич Ставассер, умерший в 1850 году, и архитектор Михаил Антонович Томаринский, умерший в 1841 году, и многие другие. Все они были пансионерами Императорской Академии художеств.
Интересна в этом смысле судьба русского художника Пимена Никитича Орлова, приехавшего в Италию при содействии Общества поощрения художников в 1841 году. Это уникальный в своем роде человек, сын мельника с хутора в Воронежской губернии, родился в 1812 году и с раннего детства чувствовал влечение к занятиям живописью. Однако его родители никак не сочувствовали его склонностям, а посему он ушел из дому и начал переходить учеником от одного художника к другому. Получив таким образом кое-какое знакомство с профессией странствующего художника он пустился сам разъезжать по Малороссии и писать для помещиков образа и портреты, а иногда даже - лишь бы хорошо платили - красить крыши и полы. Таким нехитрым способом Пимен Орлов добился некоторых успехов в искусстве, а потом случайно познакомившийся с ним уездный предводитель дворянства К. С. Гладкий счел полезным отправить его в Петербург для определения в Императорскую академию художеств, куда, после долгих усилий, он и поступил вольноприходящим учеником в 1834 году. В Петербурге его главным наставником стал знаменитый художник Карл Брюллов.
В 1837 году Пимен Орлов получил звание свободного художника, а через четыре года при содействии Общества поощрения художников он отправился в Италию. Да и остался там навсегда. Как? Лучше прочесть книжку. Тем более, что в Италию в ближайшие полгода - год вряд ли кому удастся попасть из-за вируса "с короной", будь он трижды неладен!