В своей книге «Мои воспоминания. Детство» я описывал обычай в селе Сиява в Чувашии, где у дедушки с бабушкой я проводил летние каникулы. Напомню, там чтобы сменить нижние венцы у дома созывались ближняя и дальняя родня и соседи, чтобы эту тяжелую работу можно было сделать дружно и быстро. Хозяева обязывались кормить приглашенных обедом и по завершению работы накрыть стол с яствами и питьем. Это называлась Помочь. И вот недавно я прочитал «Записки академика Лепехина» от 1768 года. Этот академик по заданию Императорской Академии Наук совершил путешествие из С.Петербурга в Симбирск. В составе экспедиции были 2 студента, рисовальщик и набивщик. Проезжая вдоль речки Черемшан (ныне Республики Татарстан) остановились на ночь в мордовском селе Кармалы. И попали на пир, который назывался Помочь. Вот как описывает академик этот обычай 18 века. « По всему двору были расставлены кадки с пивом, и опущены ковши, которыми каждый всякий приходящий черпал по своему желанию. Как в избе, так и на дворе на столах лежали хлеб и калачи. «Помочь» называется от того, что малосемейные, однако зажиточные люди, созывали своих соседей, чтобы помогли им сжать поспелый урожай. У них такой положен закон, что в течение всего дня хозяин должен кормить, а вечером накрыть красивый стол и угостить пивом. На следующий день другой сосед собирает помочь для уборки своего урожая. И часто случалось так, что охочие до пива мужики ходили на помочь от одного к другому, а про свой урожай забывали. Особое отношение было к вдовам и сиротам. Тем к уборке урожая прибавлялась заготовка дров и сена. Ну и как тут без драк – никак. Попили, напились, подрались" – что – то в этой традиции знакомое проскальзывает. Вам не кажется? Возможно, эта традиция оказания помощи была на Руси издревле, но пока я нашел факты 18 века по мордовской нации, и в 20 веке в русском селе Сиява. Как оказывается между этими территориями прослеживается связь - в 17 веке от царских репрессий мордва - эрзя, населяющие территорию нынешнего Алатырского и Ардатовского районов бежали целыми селениями на Урал и в другие места, в том числе и на реку Черемшан. Русские появились на этих территориях позднее. Как говорится, народ уехал, а обычаи остались. Интересно. Будем искать дальше.