Найти в Дзене
Однако же...

Коронавирус – проверка общеевропейской сплоченности.

Когда ЕС не находится в кризисном режиме, его лидеры любят высказывать свои великие идеи, проповедуя своим 446 миллионам граждан рассказ о разных странах, связанных общими ценностями в уникальном проекте, приносящем мир и процветание всем. Что примечательно, так это то, как быстро эти идеи могут развалиться.

Однако же… по-порядку.

Эпицентр коронавируса переместился из Китая в Европу в первой половине марта. Основополагающий принцип существования ЕС - свободное перемещение товаров и людей - рухнул, поскольку границы снова закрываются.

Фото из интернета.
Фото из интернета.

Вспышка коронавируса является последней в длинной череде кризисов, которые привели ЕС к некоторому отчаянию. Кризис еврозоны 2008 года впервые показал проблему в мечте об общеевропейской солидарности, когда более богатые страны не захотели позволить себе какой-либо экономический ущерб, и не спешили на помощь бедным соседям. Кризис с беженцами в 2015 году усугубил это. Когда 1 миллион человек прибыли к границам ЕС в поисках убежища, правительства обратились друг к другу. Однако же было мало поддержки таким странам, как Италия и Греция, находившимся на переднем крае миграционного кризиса.

И вот коронавирус появился в то время, когда последствия этих чрезвычайных ситуаций все еще сохраняются и угрожают стать последним ударом по грандиозной идее политически единого ЕС, играющего ведущую роль на мировой арене.

«Это очень хорошо согласуется со всеми проблемами, связанными с другими кризисами», - говорит С. Деннисон, старший научный сотрудник Европейского совета по международным отношениям. «Хотим ли мы быть Европой, которая вовлечена во всем мире и добивается успеха благодаря сотрудничеству, или националистическая риторика более мощная?»

Предупреждение нового испытания для единства ЕС пришло рано. Поскольку Италия стала первой страной ЕС, в которой число случаев заболевания и смертности значительно возросло, Рим обратился к государствам-членам за медицинским оборудованием.

Однако же ... ни одна страна не предложила эту помощь. Каждое правительство стремится делать свои медицинские запасы на случай, когда вирус распространится среди их граждан.

Некоторые страны, в том числе Германия, запретили экспорт важнейших предметов медицинского назначения, пренебрегая нормами ЕС о свободном перемещении товаров.

Затем последовал ряд односторонних решений о закрытии границ ЕС, по-видимому, без координации. Французский Эммануэль Макрон назвал раннее закрытие границ Австрией и Словенией «плохим решением», сравнивая с ситуацией 2015 года, когда многие европейские страны закрывали границы, чтобы не пускать мигрантов.

Чтобы не растерять к себе доверие, чиновники ЕС думают над конкретными шагами во время кризиса. Это важно особенно потому, что как здравоохранение, так и внутренний пограничный контроль выходят за рамки их мандата.

Борьба с пандемией еще раз поднимает важнейший вопрос для народов Европы: должен ли ЕС больше интегрироваться и вмешиваться в дела своих членов или оставлять вопросы национальным правительствам?

Коронавирус может существенно подорвать аргумент в пользу общеевропейской сплоченности. Однако же интересно, чем дело закончится...