Конечно, есть множество оптимистических мелодрам и даже комедий о парах, где дама намного старше своего кавалера. Но в эту подборку я взяла три недавних фильма, где отнoшения изначально обречены на неудачу - по разным причинам.
*****************
Та, которой не было
Celle que vous croyez (2019, режиссер Сэфи Неббу)
Пятидесятилетняя Клер (Жюльетт Бинош) разведена, у нее двое сыновей и обида на мужа. Какое-то время ее согревали oтнoшения с молодым Людо (Гийом Гуи), но однажды он стал от нее отстраняться и почти ушел за горизонт, не выражая желания когда-либо продолжить.
Понимая, что дама ее возраста не самая привлекательная пара для долгих отношений с парнем, годящимся в сыновья, она могла бы поискать кого-то более подходящего. Но уязвленная и в смятении, не в силах оторваться от Людо, она совершила еще один ход в том же направлении. Создала фейковый аккаунт и зафрендила лучшего друга Людо - Алекса (Франсуа Сивиль).
Загадочные фото в ракурсах, не дающих никакой информации; осторожное внимание к работам Алекса (он фотограф); уклончивые ответы на его комментарии - все сильно заинтриговало парня, и Клара-Клер соглашается на разговор по телефону, а также на выкладывание для него фото привлекательной молодой блондинки.
Ух как понеслось :) общаясь на расстоянии, Клер цветет и забивает на все неприятности, Алекс все больше жаждет встреч. И настает время, когда надо к чему-то переходить, а Клер саботирует и откладывает дальше.
И происходит то, чего можно было ожидать, если не жить в мире розовых пони. И встреча с Людо переворачивает ей жизнь.
И чтобы не свихнуться, Клер придумывает свой выход, не без помощи псиxoтерапевта.
И проживает все так, как ей кажется правильным. Но этот путь тоже не обходится без крайностей.
Фильм вызывает сложные размышления, рассматривает разные пути, которыми можно (или нет?) выйти из "ах, что я натворила".
Совершать ошибки, плодить обманы без последствий не получается, но что-то же надо делать?
Бинош очень виртуозно играет вроде бы одну и ту же, но очень многогранную личность, уходящую в одержимость. Когда она счастлива, то молодеет и хорошеет; когда страдает, превращается в бесцветную ходячую тень. Она играет точно, не педалируя, не пережимая, но развитие мaниaкальности в динамике очень наглядное. Притом, что она преподаватель, и то, что она говорит студентам на лекции, частенько перекликается с ее историей.
Интересно получились беседы с пcиxотepапевтом (Николь Гарсия) - Клер постоянно провоцировала ее на взаимную откровенность, и то, что доктор периодически была на грани раскрытия, но удерживалась, было очень занятно.
Фильм получился красивый, с очень солнечным Парижем, хорошим саундтреком и, несмотря ни на что, относительно оптимистическим финалом.
Неторопливая задумчивая манера повествования и значительная психологическая составляющая, которая не напрягает, а ставит вопросы о выборе, об ответственности, о разной ценности одних и тех же вещей.
Экранизация книги Камиллы Лоранс "Единственный, кому ты веришь".
*****************
Королева сердец
Dronningen (2019, режиссер Май эль-Туки)
Благополучная скандинавская семья. Анна (Трине Дюрхольм) - юрист, занимается социальными проблемами, в том числе абьюзом в семьях, работает с подростками. К ним приезжает сын мужа от первого брака, старшеклассник Густав (Густав Линд). У него какие-то нелады в школе, мама с ним не справляется, и попытку должен сделать отец, иначе его отправят в спецучреждение.
У Анны еще две одинаковые дочки. Большой дом на природе. Муж, любящий свою семью.
Густав протестно настроен, ему не очень уютно, а наклонности у него так себе, и он попадается на краже в приютившей его семье. Анна, раскрывшая проступок, обещает его не выдавать, если он постарается сблизиться с семьей. Воспитательный момент, ага.
Анна, съевшая собаку в области ювенальной юстиции, поддается бесу в ребро и воздействует на чувства парня, причем чем рискованнее ситуация, тем ей веселее. Щекочет себе нервы, ощущает омолаживающий эффект, оживляет в себе желание жить, в том числе и с мужем.
А потом, после того как ее осуждает увидевшая ее шалости сестра, резко откатывает обратно, как будто она не имела понятия, что без последствий не прокатит.
Смотреть на все это неловко, учитывая, что она вторая мама этому не слишком приятному, но тем не менее вызывающему позже сочувствие пареньку.
И главная беда не в том, что у них разница в возрасте, а в том, что силы их изначально неравны. У нее твердая позиция, репутация, семья. У него - неудачи в школе, неопытность и неустойчивость во всем остальном.
Понятно, что для нее открыты все возможности манипуляций, а ему нечем ответить.
И ладно бы - она б его любила. Но нет, потакала своим порывам.
*****************
Амбивалентность
2018, режиссер Антон Бильжо
Два друга - будущие психиатры. Музыкой увлекаются.
Стас (Егор Морозов), приличный мальчик из благополучной семьи. Успешно стреляет из лука на досуге.
Петр (Данил Стеклов), более эксцентричный и менее присмотренный, Родители далеко, бабушка - та еще занoза.
Стас знакомит маму (Ольга Цирсен) с друзьями на рок-концерте, потом мама попадает в застрявший лифт с Петром и в припадке клаустрофобии знакомится с ним поближе.
Дальнейшее в общем-то предсказуемо: тайные встречи, проколы в конспирации, Стас выслеживает и заинтересованно наблюдает. А потом расплата, как положено.
Сначала было неуютно немного - все как-то кривляются, делают странное, мотивацию понять сложно, кажется, что все тут и пcиxиатры, и пcиxи, только в разных пропорциях.
А потом увлекло, как ни странно. Несмотря на вольное обращение с моралью и традициями.
Что двигало мамой Катей первоначально, не знаю. Может, почувствовала, что с ним не будет скучно. Так и вышло.
Их недолгие отношения - это фейерверк и приключение. Прыжки по огромной облезлой квартире с гирляндами лампочек на шее мне не забыть.
Поскольку я смотрела этот фильм сразу после предыдущего, не могла не проводить параллели.
В Королеве сердец пасынок - всего лишь неблагополучный подросток, который берет что дают, еще и обижается, что мало, но инициатива вовсе не у него, хотя он периодически пытается ее перехватить.
Петр вовсе не такой. У него наглость, креативность, четкое знание того, что он хочет, и тысяча способов добиться своего. "Если мы завтра не улетим, я устрою тepaкт" - и ему веришь, он может.
Финалы до смешного похожи, но в них очень по-разному расставлены акценты.
И при схожей ситуации с парнем есть коренные отличия в судьбе женской половины основного дуэта. Это дает возможность поверить в то, что скандинавская мать семейства просто дала волю своему капризу, а потом спокойно отряхнулась и пошла дальше. А вот русская - видимо, на самом деле имела чувства и получила невосполнимую дыру в сердце.
В общем, у них - декларация женской независимости, прагматичность и безнаказанность.
У нас - драма, любовь, в омут с головой, все рухнуло.
Ну и наличие в нашем раскладе сына, имеющего особое отношение к матери, обогатило сюжет всякими нюансами и рычагами.
**************
Еще подборки на семейно-любовные темы:
5 фильмов о свадьбах
3 сериала о запутанных отношениях
Что думаете про эти фильмы?
Рассказывайте, подписывайтесь и приходите еще.