По итогам прошлого года более чем у 30 регионов страны бюджеты оказались дефицитными, а в году текущем их может стать в два раза больше.
«К концу года 62 региона могут остаться без запасов ликвидности из-за опережающего роста расходов», — говорится в исследовании агентства «Национальные кредитные рейтинги».
Существенный объём бюджетных резервов придется потратить в этом году на компенсацию дефицита, при этом в трех регионах ликвидные ресурсы уже исчерпаны.
Основной причиной замедления роста бюджетных доходов стало торможение поступлений от налога на прибыль. Негативные тенденции этого года регионы могут почувствовать уже к концу первого квартала.
«Дополнительными стресс-факторами станут ослабление активности в мировой экономике из-за пандемии коронавируса и текущее падение цен на нефть», — считают аналитики агентства.
Они также отмечают, что плановый объем дотаций в регионы на 2020 год превышает 700 млрд. рублей, однако данная сумма может существенно увеличиться, если Минфин по-прежнему намерен сдерживать рост долговой нагрузки регионов.
«Если же низкие цены на нефть и перебои в мировой торговле и транспортно-логистических цепочках сохранятся и после первого квартала, российские экспортёры могут сократить налоговые отчисления вследствие спада производства и прибыли», — говорится в исследовании.
Тогда во втором полугодии власти регионы будут вынуждены прибегнуть к долговому финансированию.
Советник председателя ЦК КПРФ по экономическим вопросам, член ЦК КПРФ Любовь Швец отмечает, что абсолютное большинство регионов РФ, если исходить из их экономических возможностей, давно убыточны.
— Они давно не могут создать тот бюджет, который необходим для развития региона. У нас всего 5−8 регионов самодостаточны.
Говорить об убыточности регионов бессмысленно. Можно говорить о том, достаточно ли им будет того бюджета, который был в прошлом году сформирован на бумаге.
В нынешних условиях у нас может оказаться дефицитным даже федеральный бюджет. Что уж говорить о регионах. Трансферты, субсидии, субвенции, которые заложены в бюджет, под большим вопросом.
Неважно, коронавирус это или чума, но спровоцирована ситуация, когда доходы государства от внешних операций сокращаются. А у нас объем этих операций, их разновидность крайне ограничены — нефть, газ и металлы. Все это связано с производственной сферой. Если упадет потребление, спрос на эти виды нашего экспорта, тогда мы окажется в крайне тяжелом положении
«СП»: — У нас на дотации регионам предусмотрены большие деньги. Если федеральный бюджет не сможет выполнить эти обязательства, чем это чревато для регионов?
— Если затруднения возникают на уровне Федерации, это не может не задеть регионы. В первую очередь это ударит по положению наших граждан. Социальный уровень будет снижаться. Могут быть не выполнены соцобязательства.
Кроме того, многие предприятия, компании, малый бизнес потеряют доходы, соответственно снизится оплата труда.
«СП»: — Безработица может возрасти?
— Непременно возрастет. Посмотрите на аэропорты. Если прекращаются полеты, то не только пилоты не работают, но и сокращается объем работы для тех, кто обслуживает аэропорты. Им будут просто так платить зарплату? Отправят отдыхать? Может, дадут какую-то компенсацию, но никак не полную зарплату.
«СП»: — Эта ситуация не приведет к включению государством печатного станка?
— Печатный станок можно включит, но это не выход. Это одна мера, но не решающая. Если нечего будет покупать на эти деньги… Человечество переживало и тысячные уровни инфляции, как например, Германия перед Второй мировой войной.
Громкая отставка в правительстве: Вся правда об уходе Матвиенко
Срочно! Турция опять сбила военный самолет
Самое главное — это вымирание, а у нас и так смертность высокая. Кризис ударит по рождаемости, по уровню образования, по всем сферам жизни. Жизнь будет иметь форму выживания.
А как экономист могу сказать, что ситуация хуже, чем в 2008 году. Уже сейчас хуже. А кризис 2008 года сравнивали с Великой депрессией. Вопрос заключается в продолжительности. Если быстро справятся …
Если бы в нашей стране сохранялся социализм, то такая ситуация была бы невозможна. Сложности были бы, но не такие, потому что мы не зависели от экспорта нефти и газа. У нас было свое производство, сельскохозяйственная продукция. Сейчас говорят о дефиците, но речь шла о дефиците своих продуктов по искусственно созданным причинам. Но совсем катастрофической ситуации не было и не могло быть. Во время Великой Отечественной войны справлялись, от голода дети умирали только в блокадном Ленинграде.
Старший научный сотрудник Лаборатории исследований бюджетной политики Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС Александр Дерюгин смотрит на ситуацию более оптимистично.
— Сейчас еще рано делать прогнозы относительно того, сколько регионов будет иметь дефицитный бюджет. 62 — это скорее, порядок чисел, чем цифра, на которую стоит ориентироваться.
Проблема в том, что в последние два года в реальном выражении доходы регионов росли быстрее уровня инфляции и темпов экономического роста. Цены на нефть были неплохими. Но все когда-то кончается, а в кризис доходы и в реальном, и в номинальном значении падают.
Кризис для России всегда сопровождается падением цен на нефть. Бюджет у нас сильно зависит от цен на нефть, доходы регионов — тоже, хотя у большинства напрямую нет нефтегазовых доходов, но налог на прибыль, да и другие налоги в региональные бюджеты, очень чувствительны к конъюнктуре на углеводороды и ценам на нефть. Если падение цен на нефть будет продолжаться в течение финансового года, а судя по энтузиазму, с которым страны ОПЕК, прежде всего Саудовская Аравия, начали их снижать, то они явно рассчитывают не на краткосрочную игру.
Скорее всего, цены на нефть будут низкими весь финансовый год, соответственно у регионов сильно упадет налог на прибыль, который и был драйвером роста последние два года. Прежде всего, это касается регионов, где налог на прибыль составлял существенную часть бюджета, то есть это не самые бедные регионы, которые в основном получают дотации. Дотации им сокращаться не будут. Поэтому, несмотря на то, что многие регионы будут исполнять бюджет с большим дефицитом, для бедных регионов это не будет существенной проблемой.
За один финансовый год не стоит ожидать бюджетного кризиса на региональном уровне, поскольку к этому году регионы подошли с низким уровнем долговой нагрузки и неплохими показателями исполнения бюджетов. У многих есть переходящие финансовые остатки, так что, имея эти резервы, запас увеличивать госдолг, регионы с исполнением бюджетов в этом году справятся при низких ценах на нефть. Если же эти цены будут оставаться низкими и в следующие годы, то возможны проблемы.
«СП»: — Сможет ли федеральный бюджет осуществлять дотации регионам, учитывая сложную экономическую ситуацию?
— Сможет. Он мог это делать в кризисные 2008/09 и 2014/15 годах. У нас госдолг РФ достаточно низкий по сравнению с другими странами. Даже если центру денег не будет хватать, то у нас есть резервы в виде Фонда национального благосостояния (они и предназначены для использования в кризисный период), есть бюджетное правило и возможности для наращивания госдолга на федеральном уровне.
Более того, если кризис примет действительно серьезные формы, если сокращение доходов региональных бюджетов будет существеннее ожидаемого, то государство сможет, например, возобновить предоставление бюджетных кредитов, которые сейчас фактически не предоставляются, а кроме того, увеличить финансовую помощь в виде трансфертов. Такие возможности есть.
«СП»: — Печатный станок не придется для этого включать?
— Нет, пока до этого дело не дошло. Печатный станок включается, когда нет никаких резервов вообще — ни ФНБ, ни золотовалютных резервов, ничего и есть обязательства, которые нельзя сократить. Тогда можно говорит о включении печатного станка, но это плохо, и мы это уже проходили. Лучше сокращать бюджетные расходы и не включать печатные станки.
«СП»: — Какие проблемы могут быть у регионов, если будет бюджетный дефицит?
— В текущем году подавляющее большинство регионов может выполнить принятые бюджеты, не прибегая к сокращению расходов, просто нарастив уровень государственного долга. Только у Мордовии очень высокий уровень госдолга и есть ограничения по заимствованию.
Кроме того, регионы могут сократить инвестиции, которые всегда могут подождать. Социальные расходы снижать сложно, потому что они являются приоритетом бюджетной политики, кроме того, сейчас много поправок в Конституцию, подчеркивающих приоритетность социальных расходов.
О банкротстве регионов речи не идет. Сейчас уровень долговой нагрузки чуть не в два раза ниже, чем в пиковые 2015/16 годы, когда указы президента от 2012 года требовали увеличения расходов на зарплаты и т. д. И то регионы это прошли.