Первый официальный визит Владимира Путина в президентском статусе в Финляндию состоялся в сентябре 2001 года. К этому событию была приурочена мировая премьера неизвестного ранее сочинения Дмитрия Шостаковича. В Каустинене тенор Том Найман и сопрано Ану Комси в сопровождении Ostrobotnian Chamber Orchestra под управлением Юхи Кангаса исполнили "Сюиту на финские темы".
Рукопись партитуры "Финской сюиты" была найдена в Петербурге в частном архиве профессором Людмилой Григорьевной Ковнацкой. Сочинение датируется декабрём 1939 года. Однако, оно никогда нигде не упоминалось, его не найти ни в одном списке произведений композитора. Видимо, сам Шостакович позаботился о забвении своего детища.
Можно предположить, что создание сюиты было связано с "исправлением" Шостаковича после жёсткой критики его творчества в редакционных статьях "Правды" 1937 года. Композитор упоминает о её существовании лишь единожды, в письме от 5 декабря 1939 года своему другу, музыковеду Левону Тадевосовичу Атовмяну, при этом называя заказчика:
У меня так сложились дела, что я никак не смог выбраться в Москву. По заказу Политуправления ЛВО* я должен был работать над обработкой и оркестровкой финских народных песен.
* - Ленинградский военный округ
30 ноября 1939 года войска Красной армии атаковали финские части на Карельском перешейке, положив начало Советско-финляндской войне. По версии профессора истории Охто Маннинена сюита предназначалась в качестве подарка Иосифу Сталину ко дню его рождения - 18 декабря.
К этой дате война должна была закончиться победой СССР.
Музыковед Манашир Абрамович Якубов предполагает, что, скорее всего, музыку Шостаковича планировали "исполнять как некую торжественную и праздничную увертюру по поводу победы революционных чаяний финского народа". Музыка сюиты была предназначена именно финнам, её основа - общеизвестные народные песни. Напевы, взятые Шостаковичем, настолько на слуху в Финляндии, что узнаваемы в любом виде. Слушаем шестую песню цикла "Jos mie saisin" ("Эх, когда б я был свободен ..."):
Вероятнее всего, неудачи на фронте послужили причиной того, что готовое сочинение не было исполнено, инструментальные партии уничтожены, а композитору была дана команда "забыть". Сталин не любил поражения. Однако, "рукописи не горят". Через десятилетия музыкальные мысли Шостаковича всё-таки дошли и до нас, и до финнов. По мнению Людмилы Ковнацкой:
Политико-идеологический и исторический контекст "Финской сюиты" помещает эту тихую и мирную музыку в сердцевину одного из трагических эпизодов в истории Финляндии XX века.
К финскому тематизму, но несколько в другом виде, Шостакович возвращается в 1961 году при создании Двенадцатой симфонии, имеющей программный подзаголовок "1917 год" и посвящённой памяти Владимира Ильича Ленина.
Вторая часть симфонии называется "Разлив" - своеобразный музыкальный пейзаж с чётким ассоциативным рядом.
Музыковед Манашир Абрамович Якубов утверждает, что Шостакович использовал в этой части тематизм финского композитора Яна Сибелиуса из Lemminkäinen Suite, а конкретно из третьей части - "Лемминкяйнен в Туонеле".
Сюита была завершена композитором к началу 1896 года, а наиболее известная её часть - "Туонельский лебедь" - зажила отдельной оркестровой жизнью, став одним из самых популярных произведений Сибелиуса. Судьба остальных частей не столь успешна, некоторые даже считались утерянными.
Музыка "Лемминкяйнен в Туонеле" повествует о судьбе героя финского эпоса, который не смог выполнить последнего задания злой хозяйки страны севера Похьёлы - застрелить лебедя в царстве смерти Туонеле, - и сам был убит.
Скорбные мелодии создают ощущение безбрежного мертвенного пространства. Мощные нарастания оркестра насыщены хроматизмами. "Лемминкяйнен в Туонеле", пожалуй, самое мрачное сочинение Сибелиуса.
История героя, разделённого на части и брошенного в реку могла быть интерпретирована Шостаковичем, как история своей собственной жизни: пройдя через огромное количество испытаний и невзгод, он, как и герой финских сказок, в конце концов воскресает к новой жизни.
Традиционная несмешная байка:
По свидетельству композитора Юрия Левитина:
"Шостакович много курил. Но, не считая возможным курить в помещении, он выходил в коридор, где выкуривал папиросу. Однако, увлекаясь, он подолгу сидел в классе не куря. Будучи же недоволен учеником, весьма часто выбегал в коридор. Говорили, что по количеству его окурков можно судить о качестве сочинения ученика".
При подготовке публикации использована статья Л.Г. Ковнацкой "Финская сюита" Шостаковича в ленинградском музыкальном контексте: из истории рукописи".
Уважаемые читатели и авторы, чтобы всегда быть на плаву в Океане между Нот, сохраните себе спасательный круг: постоянно пополняющийся каталог публикаций канала.