Найти тему

Екатерининский парк. На берегу Пруда. Запад. часть 1-я

Оглавление
  • Другое название "В вечерний час под липами густыми мы встретились на берегу пруда..." (заманчиво, но это про другой пруд и про иную встречу)
Фото из открытого доступа.
Фото из открытого доступа.

Если Регулярный сад/парк - место прогулок вдвоем и место разговоров наедине, о своем, то парк пейзажный - это места удивления прежде всего, здесь всегда находится повод для беседы об увиденном. Сегодня выбрана извилистая дорожка в таком месте, ведь кроме всего прочего, здесь - один из красивейших водоемов всего садово-паркового ожерелья Петербурга.

1. Композиционный центр Екатерининского парка.

Таковым безусловно является Большой пруд. Неосознанно его начали создавать в первые годы XVIII в. с помощью запруд на небольшом ручье Вангазья. Во времена Екатерины Первой и Елизаветы Петровны западный ветер не доносил еще до России вестей о новых веяниях на моду в садово-парковых вкусах. А эти вкусы были наполнены абсолютной противоположностью садам регулярным (французским, голландским). И называлось это пейзажным (английским) садом или парком. На смену вычурным, расчесанным по линейкам и лекалам, покрытым напудренными коврами газонов поднадоевших регулярных парков, ворвалась в российскую столицу мода на романтизм со всеми его приметами внешней и внутренней жизни государства и в резиденции его властительницы Екатерины Второй.

От Старого парка в южных направлениях под руководством арх. В. И. Неелова и садовых мастеров Т. Ильина и Д. Буша началась разбивка пейзажного парка, в котором, как отмечалось выше, композиционным центром нового ансамбля становится пруд. Площадь его достигает 6 га при всей площади парка в 10 га. Ему и окружающим его берегам назначалась роль романтических и ностальгических мотивов не посетивших наши края в свое время античных, восточных и даже северо-африканских (египетских) архитектурных мелодий.

Вероятно первой иноверческой и наполненной политическим намеком здесь стали именно западные берега нового парка. Их словно вырезали по абрису Эгейского моря, где русский флот одержал в начале 70-х годов исторические победы, уничтожив турецкий флот, самый мощный на то время.

Одновременно появились искусственные острова: Центральный, небольшой Каменный у будущей гранитной пристани Руска и Кроличий между пристанью и будущим Мраморным мостом.

Если начать движение по этому абрису, т.е. по западному берегу Большого пруда в сторону Камероновой галереи, то как и в Эгейском море, но в масштабе 1 к 100 близ извилистого берега любуемся островами:

-2
-3
Все фото от 21.02.2020, авторские
Все фото от 21.02.2020, авторские

Слева от нашей тропы еловые (почти как в настоящем лесу)прогалины.

2. Малая пристань с перилами на полуострове. Чесменская колонна и барельеф на берегу пруда.

Отсюда открывается вид на Чесменскую колонну - памятник в честь морских побед русского оружия во время русско-турецкой войны 1768-1774 годов.

фото 21.02.2020
фото 21.02.2020

Монумент, созданный по проекту архитектора Антонио Ринальди, вытесан из бело-розового олонецкого мрамора, украшен рострами и увенчан орлом, попирающим полумесяц. Колонна установлена на пьедестале, поднимающемся из воды и имеющем форму четырехгранной усеченной пирамиды.На пьедестале были укреплены три бронзовых барельефа со сценами морских сражений в Эгейском море.

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

В июне 1770 года на восьмом году царствования Екатерины Алексеевны 10 российских военных кораблей и 7 фрегатов разбили весь турецкий флот, который состоял из 16 линейных кораблей, более 100 фрегатов, галер, бригантин и мелких судов. Это событие отражено в литературе, кинематографе, триумфальных колоннах и в живописи.

3. В память о славной Чесме.

Сразу по следам этих событий русским правительством немецкому художнику Гаккерту были заказаны 12 полотен на тему Чесмы. Он писал их на основании впечатлений участников сражения графа Алексея Орлова, адмиралов Г. А. Спиридова, С. К. Грейга и других офицеров. Эти картины и трофеи той войны украшают Чесменский зал Большого Петергофского дворца:

-7

Есть Чесменский обелиск в Гатчинском парке, и Чесменский зал в Гатчинском дворце.

Не забудем и район т.н. "петербургской Чесмы": с храмом и дворцом архитектора Ю.М.Фельтена:

картина 19 века
картина 19 века
opeterburge ru
opeterburge ru

На фото Ц́ерковь Рождеств́а святого́ Иоанна Предтечи (Чесменская) — действующий православный храм, находящийся на улице Ленсовета, памятник архитектуры в стиле псевдоготики.

В годы Великой Отечественной Войны бронзовые барельефы с Чесменской колонны были сняты для отправки в Германию. Один из барельефов сломался и его осколок не был вывезен. Барельефы Чесменской колонны были восстановлены заново, а осколок исторического барельефа оставлен на берегу:

21.02.2020
21.02.2020
21.02.2020
21.02.2020

Получается так, что относительно военных памятников в Петербурге памятники чесменским событиям по количеству на втором месте после тех, что связаны с Великой Отечественной и Блокадой Ленинграда.

Во 2-ой части прогулки мы пройдем дальше по тому же берегу к Камероновой галерее, издалека заглядывая и на восточный берег Большого пруда.

Благодарю всех, кто зашел, прочитал и как-то оценил! До новых встреч :)

Дополнения и конструктивная критика приветствуются.

Валерий Дмитрян, краевед с фотоаппаратом. 21.03.2020 г.