Развитие искусства обработки камня в России привело к созданию трех центров камнерезного мастерства: Петергофская гранильная фабрика, Екатеринбургская гранильная фабрика и Колыванский камнерезный завод.
В этой статье я расскажу о непростой истории Колыванского камнерезного завода, который основали в далеком 1802 году в алтайском селе Колывань.
В XVIII – XIX веках Алтай был ведущим центром горного дела России. Здесь добывали медь, золото, поделочные камни, производили основную часть российского серебра.
Основателем горно-заводской промышленности на Алтае был Акинфий Демидов. В 1726 году его мастера построили первую медеплавильную печь и произвели первую выплавку меди на реке Колыванка (в настоящее время - Локтевка). Через год на этом месте был построено первое алтайское металлургическое предприятие Акинфия Демидова.
1727 год является годом основания села Колывань.
В 1785 году алтайские заводы Демидова посетил чиновник Екатерины II П. А. Соймонов, который приказал собрать образцы цветных камней на берегах горных рек. В горах Алтая были найдены поделочные камни – мрамор, яшма, порфиры и опал. Увидев эти камни, императрица издала высочайший указ об основании шлифовальной фабрики на Алтае.
Первая ручная шлифовальная мельница была установлена в селе Локоть.
В 1799 году произошло событие, которое, возможно, повлияло на развитие российского камнерезного дела – закрыли Колыванский медеплавильный завод. Построенную для производственных нужд завода плотину решили использовать для новой фабрики с машинной обработкой камней. Машины приводили в действие с помощью энергии воды. И в 1802 году фабрика заработала на полную мощность.
На каменоломнях фабрики добывали зеленоволнистую яшму, кварцит, порфир и розовый кварц. Яшма стала основным камнем для изготовления изделий большого размера. Геолог Александр Ферсман говорил, что на в горах Алтая есть все оттенки яшмы, кроме синего. Впоследствии была найдена и яшма синих оттенков.
В начале XIX века на этих каменоломнях научились добывать «штуки» камня яшмы. А применение машин позволило мастерам создавать изделия больших размеров. В 1810 году фабрика отправляла в Санкт-Петербург пустотелые каменные чаши диаметром 3 аршина (1 аршин = 0,7112 м). В последующие годы предприятие называли фабрикой колоссальных вещей.
Чтобы отделить «штуки» яшмы от скалы, делали так: летом как можно ближе друг к другу сверлили шпуры (отверстия). Зимой шпуры заливали водой. Замерзшая вода создавала трещины между шпурами. Затем лед удаляли, а щель и шпуры снова заливали водой. И так несколько раз, пока монолит не отваливался. Его поднимали лебедками и проверяли, нет ли трещин.
Для производства круглых ваз изготавливали деревянный шаблон соответствующего размера, который прикладывали к камню, вращали его по дугам и отсекали лишние выступы. Для изготовления эллипсовидной чаши требовалось изготовить серию шаблонов, что и было сделано.
В 1819 году на каменоломне нашли глыбузелено-волнистой яшмы длиной 8,5 метра, которая была разделена трещиной на две неравные части. Большая часть имела длину 5,6 метра. Об этом уникальном камне и о возможности изготовления из него крупной эллиптической вазы доложили императору Александру I.
Вскоре из Кабинета императора прислали рисунок, а затем чертежи и гипсовую модель будущей вазы. Автор проекта, русский архитектор Авраам Мельников, взял за основу вазы форму античной чаши.
А в каменоломне началась работа. Камень вытаскивали с помощью воротов 230 человек, затем его доставили к камнетесному сараю. Почти сто камнетесов обтесывали его долотами.
Через два года камень доставили на шлифовальную фабрику. Для этого 567 человек впряглись в бурлацкие лямки и восемь дней тянули махину до фабрики на расстояние 30 верст. Рабочие начали обтесывать верхнюю часть вазы. На это ушел еще один год.
В 1832 году начали формировать внутреннюю поверхность - тяжелый кропотливый, однообразный труд.
Затем с предельно возможной осторожностью бригада резчиков из 42 человек делала резьбу орнамента и первую полировку. Только в 1842 году основные работы были закончены. Затем почти год мастеровые доводили полировку изделия до нужного уровня качества.
Одновременно с этим нашли камень для пьедестала. В центре пьедестала просверлили отверстие для установки ножки чаши, соединяющейся с основанием стальным стержнем.
Почти четверть века делали эту самую большую в мире вазу, которую назвали «царицей ваз». Ее высота с пьедесталом составляет 2,57 м, большой диаметр - 5,04 м, малый диаметр – 3,22 м. Вес уникума - 19 тонн.
В феврале 1843 года 154 лошади запрягли в специальные сани, и ваза поехала из Колывани в Барнаул. Возглавлял караван И. М. Ивачев. Далее частично по суше, частично по воде вазу доставили в Санкт-Петербург.
Поднять «царицу» на парадный второй этаж Зимнего дворца было невозможно из-за ее веса и размеров. Только в 1845 году ее разместили в проезде здания Нового Эрмитажа. Четыре года для нее возводили особый фундамент, и в 1849 году 770 рабочих (по другим сведениям 720 рабочих) поставили вазу на место. После этого возвели наружные стены.
Царица ваз - самая большая ваза в мире, сделанная из твердого камня. История сохранила имена шлифовальщиков и отдельщиков, сделавших эту великаншу. Это Т. Н. Воротников, Ф. Ф. Есаулов, Я. Ф. Есаулов, П. И. Зудов, М. Я. Мурзинцев, Д. А. Осколков. Наблюдали за работой мастера И. С. Колычев, М. С. Лаулин, И. М. Ивачев, И. М. Коновалов.
С 1802 пo 1902 год, Колыванский камнерезный завод отправил в столицу 247 ваз, 74 колонны, 33 камина и много мелких вещей.
Произведения алтайских камнерезов были представлены на всемирных выставках в Лондоне, Париже, Вене. В 1893 году каменные изделия алтайских мастеров наградили бронзовой медалью на Всемирной выставке в Чикаго.
Вот так в XVIII и XIX столетиях российские камнерезы поражали Европу своим мастерством. Уникальные произведения колыванских мастеров находятся в российских и зарубежных музеях. Одна из ваз, подаренная городу Парижу Александром III, хранится в Лувре.
После революции завод был национализирован и перестал производить высокохудожественные изделия. В 1970-х годах предприятие стало получать заказы на вазы из разных городов Сибири. В 1982-1985 годах заводчане изготовили огромное цветное панно из камня для речного вокзала в Барнауле.
Первый камнерезный завод Сибири продолжает работать и в настоящее время: закупает новое оборудование, набирает мастеров, совершенствует технологии производства.
На заводе производят уникальные панно, сделанные по технологии флорентийской мозаики - камни разных форм состыковывают в единый рисунок так, что граница между ними практически незаметна. Также по этой технологии изготавливают столешницы, шахматные доски, ювелирные коробочки.
Ставьте лайк и подписывайтесь на канал, если узнали что-то новое, удивились или восхитились.