Олег Николаевич Ефремов был не только гениальным режиссером и талантливым актером, но и настоящим похитителем женских сердец. Его любили первые красавицы страны, за него хотели выйти замуж самые известные актрисы, а он увлекался, очаровывался, но жениться, никогда не торопился.
У Ефремова было три жены - две из них официальные – Лилия Толмачева и Алла Покровская, а также гражданская – Ирина Мазурук.
Любимых и любящих женщин у режиссера было намного больше, но и среди них выделялись те, кто занимал в его сердце особое место.
В 1969 году Олег влюбился в красавицу Анастасию Вертинскую. На гастролях в Ташкенте мужчина залез в ее гостиничный номер просто по стене, и сделал это для того, чтобы прочитать монолог Сирано де Бержерака.
Настя наполнила жизнь Ефремова новым светом, она стала настоящей музой для режиссера Ефремова, и практически была ему женой, хотя на момент их первой встречи у Олега была семья.
Роман длился много лет, Олег ушел от Аллы Покровской, с которой прожил 8 лет, но официально развелся с женой через 8 лет после ухода из семьи.
Настя знала толк во всем, что касалось красивой жизни, а Олег до встречи с ней даже не задумывался об имидже. Женщина принялась менять обстановку и «лепить образ» другого Ефремова.
Анастасия старалась создать уют и построить настоящую семью с режиссером. « Она преобразила квартиру, повесила люстры и занавески, купила мебель. Он начал по-другому выглядеть, в его гардеробе появились стильные свитера и курточки» - вспоминает дочь Ефремова от брака с Ириной Мазурук.
Вертинская восхищалась талантом Ефремова, она говорит о том периоде жизни так: «Я его обожала. Ему не нужно было, чтобы я готовила ему супы, всегда находилось, где поесть. Когда я хотела выйти за него замуж, это было невозможно, так как он был женат. А когда он сам захотел жениться, я его уже не любила».
Они вместе работали, им было интересно, Вертинская называла Ефремова своим учителем, с ним она проработала 12 лет, сначала в «Современнике», затем во МХАТе.
Олег Николаевич ничего не требовал от женщины в бытовом плане. Его вполне устраивала та жизнь, к которой он привык, и менять ему ее было ни к чему.
В картине «Случай с Полыниным» актеры исполнили главные роли и очень проникновенно изобразили чувственную любовь полковника и артистки, как считает Анастасия Александровна, они сыграли практически самих себя.
Одной из причин, из-за которой Вертинская не создала официальной семьи с Ефремовым, была его тяга к увеселительным напиткам. Анастасия Александровна понимала, что не сможет смириться с пагубной привычкой мужчины, а он никогда не откажется от того, к чему за много лет так привык. «Он был очень пьющим человеком. А это тяжкий крест, и я его взвалить на себя не смогла».
Они расстались, но зла друг на друга не держали. Вертинская всегда отзывается о Ефремове с теплотой, говоря о режиссере «он был самым долговечным человеком в моей жизни».
Анастасия Александровна подчеркивает, что у нее бы единственный муж – Никита Михалков. Замужем за Александром Градским она, по ее мнению, не была, а два года, которые с ним прожила, считает несчастливыми. Мужчин в ее жизни было много, но мужьями она их назвать не может.
Ее двадцатилетний роман с Олегом Ефремовым, она склонна считать браком, об Олеге Николаевиче ей приятно рассказывать, как и о Никите Михалкове. Именно эти мужчины, по мнению Анастасии Вертинской, были достойными спутниками жизни. Никита подарил ей замечательного сына, а Олег «дал жизнь как актрисе».