Найти в Дзене
Анна Еремеева

Профессия – оперный певец


Голос – первый инструмент, знакомый человеку, ведь он заключен в самом его теле. Но только с появлением вокальных школ, пение выделилось из нужд религиозного культа или народной традиции в самостоятельную профессиональную сферу. Что позволило поставить человеческий голос в один ряд с совершенными музыкальными инструментами. Изначально носителями певческой традиции были бродячие певцы-сказатели – менестрели, рапсоды. В Средневековье, в храмах католической церкви уже целенаправленно обучают певчих приемам пения, а также появляются первые трактаты, в которых эти приемы фиксируются, а не передаются из уст в уста. Это привело к накоплению багажа знаний, опыта певческой практики, венцем реализации этого опыта стали открытые академии, главным образом в Италии, где преподавали пение, как отдельный вид искусства подпитывая будущих прим и премьеров, по сути своей это были школы-интернаты, ютившие сирот, где с ними занимались превосходные педагоги, и каждый такой маэстро пения считал своим долгом выпустить свой методический труд. Это привело к новому накоплению и обобщению певческого опыта, что вылилось в создание жанра оперы. Произошло это во Флоренции, колыбели Возрождения, и создание оперы также шло под общей тенденцией возрождения наследия древних греков – античной трагедии, идея синтеза искусств свойственная опере унаследована именно от древних греков, по образцу эллинской трагедии. Академии стали прообразом современных консерваторий – академий музыки. В России также много центров оперного образования, но главнейшие из них конечно Московская и Санкт-Петербургская государственные консерватории воспитавшие блестящую плеяду оперных артистов – Образцову, Атлантова, Хворостовского, Нетребко. Гастрольный график, к примеру, Анны Нетребко расписан на 2 года вперед. Это сложная изнурительная профессия, требующая выносливости и психической устойчивости ведь репетиционный период каждой постановки, начинается от 3 недель и заканчиваются шестью месяцами, а в промежутках концерты, и другие театральные ангажементы, запись на рекординговых фирмах, постоянные перелеты. Но такими величинами становятся лишь единицы. Голос начинает коваться уже с музыкальной школы, где преподают основы владения им, зачем училище и только потом консерватория, в общей сложности – 12 лет, за это время вокалист нарабатывает, если упорно трудится. Комплекс, необходимый в оперном творчестве, этот комплекс соответствует владением теми искусствами, которое составляю оперный синтез – пение, актерское мастерство, музыкальное образование, как таковое, литература – певец должен много читать, и даже пластика – певец должен владеть своим телом. Наличие одного лишь, хоть и блестящего голоса, ровным счетом ничего не гарантирует. Но хорошо обученные и сформировавшиеся певцы могут попытать счастья на международных конкурсах, будь то конкур Чайковского в Москве, или Кардифф или Опералия в Нью-Йорке, они дают шанс быть услышанными и найти своего оперного агента (эквивалент продюсера в оперном шоу бизнесе), а также предложения о творческом сотрудничестве с театрами и концертными учреждениями, ведь их представители сидят в жюри таких конкурсов. Сейчас по прошествии веков оперное искусство переживает свой новый век и в авангарде его такие замечательные исполнители как чилийсикий тенор Хуан Диего Флорес, оперная дива Анна Нетребко, Меццо-сопрано Анита Рачвилишвили, Ольга Бородина, сопрано Альбина Шагимуратова, бас Ильдар Абдразаков – львиная доля наших земляков и соотечественников.