Звонарь – профессия угодная богу, одна из древнейших. Звонарем не может и не должен становится человек не обладающий ярко выраженным духовным сознанием. Ведь, находясь в звоннице, звонарь, располагаясь на возвышении устремленным ввысь, к Богу, обращается к нему посредством звона моля о благословении для всех посетивших храм. Находясь в некоторой обособленности от помещения храма, прихожан, звонарь принимает самое непосредственное участие в церковном богослужении. «Играть» на колоколе нельзя просто так, необходимо вкладывать в это какое-то сакральное зерно. Именно поэтому звонари используют особые ритмо-интонационные попевки, облегчающие запоминание последовательности извлекаемого колокольного звукоряда. Попевки эти распеваются с упоминанием христианских сакральных символов, где на каждый слог приходится один удар в колокол: Бог о-тец, Бог-о-тец, - это удары в большой колокол, затем в средние колокола: Сын бо-жий, Сын бо-жий, и наконец малые (зазвон в быстром темпе): бла-го-дать свя-та-го ду-ха, бла-го-да-ть свя-та-го-ду-ха. В русской православной традиции звонарями становились, как правило, священнослужители из низшего духовенства (пономари)или сторожа церквей. Для того, чтобы стать звонарем, наличие развитого музыкально слуха не считалось необязательным, ведь нотация ритмо-интонационных оборотов колокольного звона производилась всегда невмами, то есть с условным, приблизительным обозначением высоты (один колокол звучал ниже, другой чуть выше, третий совсем высоко – все примерно на одинаковом звуковысотном расстоянии). Но обязательным для звонаря считается наличие чувства ритма и отменная координация всех частей его телесного аппарата. Как говорил старейший звонница московского Данилового монастыря, звонарь должен, «иметь музыкальность и рук и ног». Ритмо-интонационный рисунок звона не регламентируется церковью детально, а диктуется исполнительской традицией, предаваемой из уст в уста. Координация для звонаря очень важна, так как звонница представляет собой сложную систему колоколов сообщаемы и управляемых «пультом» веревок, и педалей. Один звонница может не справится с большим количеством колоколов. В таких случаях их может быть три, а может быть и 10 – так называемые артели. Артели из десятка человек задействованы преимущественно на многоярусных звонницах монастырей, больших соборов. В наши дни звонарей готовят в специальных школах, их обучают с малых лет (где-то с 10). Такие школы существуют при храме Владимирской иконы Божьей матери в Санкт-Петербурге, храме Христа Спасителя в Москве.