Найти тему
Анна Еремеева

Профессия имиджмейкер или спичрайтер


Специалист по имиджу – очень молодая профессия, пришедшая из западной культуры, в России она существует всего около 60 лет. Имиджмейкер – специалист по созданию и поддержанию положительного образа компании или частного должностного лица или лица производящего социальный резонанс в виду своей популярности. Имиджмейкер занимается продвижением продукта (имиджа) в общественных структурах. Теоретическая основа профессии Имиджмейкер была создана в 60-х годах XX века на Западе ученым Сэмом Блэком. Она исходит от принципа «открытости организации для широкой общественности» В России прообразами пиар-агентов были комсомольские и пионерские лидеры. Помимо этого, в СССР всегда существовали, которые создавали имидж партийным лидерам. Имиджмейкера «стала на конвейер» в начале 90-х годов, что обусловлено переходом России к рыночным, капиталистическим отношениям, появлением конкуренции, рекламы. Компании становятся перед фактом необходимости иметь свое собственное лицо и благоприятный имидж на рынке. На сегодня становление пиар рынка все еще продолжается. В наши дни не являются секретом имена людей, которые выстроили репутацию многим известным политическим деятелям, а также звездам шоу-бизнеса. Это стало в нашем понимании чем-то естественным по прошествии времени. Как следует из книги О. Попцова, «главным архитектором здания под названием «Борис Ельцин» был Барбулис. Так Мауриц Штиллер сделал Грету Гарбо из стокгольмской продавщицы, а Джозеф фон Штенберг создал Марлен Дитрих.

Среди американских в области политического пиара можно назвать два имени – это Девид Герцен, работавший с четырьмя американскими президентами, и Ричард Верслин, приведший к победе Р. Рейгана. Американцы давно имеют понимание политики как некого виртуального пространства. В аппарате президента Никсона формируется понятие о необходимости специалиста осуществляющего связи с общественностью с целью насаждения положительного имиджа органов государственной администрации и главы государства. Его отношения с прессой были плохими и требовалось выстроить барьер между ним и прессой, которым выступил бы человек, большой специалист в области пиара, спичрайтерства. К примеру, команда Никсона собрала «теплые» семейный эпизоды из жизни президента и опубликовало их, что привело к росту его положительного авторитета политика и привело к «мирному» периоду его правления.

В России профессию имиджмейкера можно приобрести в Университете бизнеса и искусства в Москве или в Московском государственном техническом университете.