Эта была прекрасная весна, когда мы заканчивали школу. Если не думать об экзаменах, настроение у нас было праздничным. Однажды ребята собрались у меня дома, чтобы подготовиться к выступлению на "Последнем звонке". Это сейчас взрослые не дают детям проявлять какую-либо инициативу. Сценарий праздника уже давно написан, а дети должны только подчиняться: говорить, петь, танцевать то, что требует руководитель. Некоторые родительские комитеты даже профессиональных режиссёров нанимают за бешеные деньги, чтобы организовать хороший "Последний звонок".
А у нас, выпускников 1990 года, было всё проще. В нашем классе училось тридцать человек. Выступать захотели только десять. И вот эти десять пришли ко мне домой репетировать. Почему именно ко мне? Потому что моя мама играла на пианино.
Сценарий придумывали мы сами. Мы решили сделать попурри из известных песен и написать длинный "капустник", посвящённый нашим учителям. Другими словами, мы брали какую-то песню и переделывали в ней слова (местами), чтобы текст посвящался нашей школе. В классе у нас нашлись талантливые поэты: ритм и рифмы оригиналов были соблюдены, изменился только текст. Для начала мы взяли песню, которую исполнял Борис Гребенщиков:
Под небом голубым есть город золотой,
С прозрачными воротами и яркою звездой.
А в городе том сад, всё травы да цветы;
Гуляют там животные невиданной красы.
И мы начали её переделывать на школьную тематику:
Под небом золотым есть домик голубой,
Мы в нём учились десять лет, он нашей стал судьбой.
А в доме том висят огромные часы;
Гуляют там учителя невиданной красы!
Ну и с другими песнями в том же духе.
По ходу подготовки к выступлению возникли две важные проблемы. Во-первых, наше совместное произведение оказалось очень длинным, и мы боялись запутаться. Моей маме, играющей на пианино, тоже надо было не сбиться. Во-вторых, в школе в те годы не было микрофона, и мы боялись, что нас не будет слышно. И тогда мы решили записать фонограмму. Это, конечно, не имело ничего общего с современной студийной записью, когда звук записывается отдельно, а голос отдельно. Мы просто взяли кассетный магнитофон со встроенным микрофоном (маленькой дырочкой в корпусе). И ученик, который солировал, просто ставил себе на колени этот магнитофон и пел. На колени, потому что если поставить магнитофон на стол, он начинал дребезжать и, естественно, этот звук записывать. Хор тоже пел вокруг магнитофона, стоящего на коленях у солиста, а пианино было чуть в стороне, чтобы не перебивать вокал. И ведь получилось! Правда, мне, как доблестной хозяйке, пришлось монтировать нашу фонограмму - вырезать куски.
Наконец наступил долгожданный праздник "Последний звонок". Когда мы ещё сидели в классе, классная руководительница сказала, что нас, выступающих, что-то слишком мало, надо бы добавить в хор ещё ребят.
"Что вам стоит, у вас же фонограмма! - сказала она. - Пусть остальные ребята стоят и открывают рот!"
И вот мы на сцене всем классом. За занавесом около меня (я стояла крайней) был мой магнитофон. Там же пряталась моя мама, чтобы контролировать музыку. Я поставила громкость на максимум. И вот заиграло вступление. Началось:
"Под небом золотым есть домик голубой..."
Мы пели хором с фонограммой куплет за куплетом. Всё шло хорошо. Солисты вступали там, где надо. Вернее, сначала вступала фонограмма, а потом уже, услышав свой голос и вздрогнув от неожиданности, солисты быстренько вставали в позу и начинали активно жестикулировать и открывать рот.
Какая-то часть попурри была адресована конкретным урокам. Была в те времена песня "Сара Барабу", которую исполнял ансамбль "Секрет". Вот это под неё:
А в кабинете сто втором
С утра мы слышим шум да гром!
Это не футбол
Не тяжёлый рок
Это физики урок!
А дальше мы пели про урок астрономии на мотив песни "Чунга-чанга". Урок астрономии у нас вела учительница математики. И вот текст, за который потом было стыдно.
В кабинете праздник круглый год!
Астрономии урок идёт.
Кто-то жвачку целый час жуёт,
Ну а кто-то песенку поёт.
Припев:
Астрономия прекрасна,
Здесь спокойно, безопасно,
Здесь мы можем повторять литературу!
Наше счастье постоянно,
Если хочешь, жуй бананы,
Если хочешь, занимайся физкультурой!
Стоя на сцене, я смотрела на математичку, которая покраснела от стыда во время этого куплета. И тут я поняла, что мы натворили. Получается, мы объявили о её халтуре на всю школу! А она ведь от чистого сердца хотела дать нам возможность отдохнуть, уставшим выпускникам. Математику-то она вела хорошо, а астрономию решила сделать лёгким уроком. Эх, как же мы так опростоволосились?
К слову, некоторые ученики из нашего класса, которые не участвовали в репетициях, всё-таки не рискнули пойти на сцену. И, как оказалось, правильно сделали. Они потом рассказали нам, как всё это выглядело из зрительного зала. Почему-то в центр хора попали те, кто слышал наше попурри впервые, те ребята, которых классная руководительница загнала на сцену для количества. Подготовленные ученики стояли по краям и пели, а "новобранцы" находились в центре совершенно растерянные и хлопали глазами. Таким нелепым поведением они привлекли внимание всей публики.
Но, в общем, "Последний звонок" прошёл хорошо. Мы вручили букеты всем учителям, но почему-то забыли учительницу истории. Как так получилось? И классный руководитель не напомнил! Зато всё сделали сами! Память об этом дне осталась очень хорошей, невзирая на некоторые недочёты нашей программы.