Пусть меня загрызут коллеги, все же выскажу свое мнение. При бытовых ремонтах, в «малом» индивидуальном строительстве из пары заказчик – подрядчик, последний обычно капризней.
(Ссылка на взгляд со стороны Заказчика в конце статьи)
И заказчик у него тупой и материал никудышный. И стены складывал — криворукий бездельник, и... и.... В общем: болото холодное, комары невкусные...*
С другой стороны, исполнители уязвимы в больше степени, особенно новички. Душераздирающую историю о том, как ему недоплатили, или вообще «кинули», вам расскажет практически любой ковбой с перфоратором.
Поделюсь парочкой приемов, которые помогут эту уязвимость несколько снизить и доказавших свою полезность.
Банально, но в первую очередь это:
Правильно составленный договор
Заключение договора выгодно не только заказчику, но и подрядчику. Даже в первую очередь подрядчику.
Сам договор старайтесь сделать по возможности обтекаемым. Что нужно указать обязательно: оплату дополнительных работ и затрат сделанных по согласованию с заказчиком и не входящих в смету.
Ссылку на типовой образчик договора подряда «заточенный» под подрядчика вы найдете в конце статьи. А пока идем дальше.
С самого начала стройте общение в стиле «дружелюбного официоза», вежливое, без панибратства. Не старайтесь казаться "рубаха парнем".
На первых переговорах не называйте стоимость, даже ориентировочно и даже если заказчик настаивает. Ответ на вопрос: Что это будет стоить? — Давайте изучим объем работ, а затем мы предоставим вам ориентировочную смету. Это бесплатно и ни к чему вас не обязывает!
Теперь учет и оплата. На помощь придут:
Дробные расчеты с частичной предоплатой
Выглядит это следующим образом:
- После того как договорились по общей стоимости и срокам, расчеты предлагаем производить частями, оплачивая выполненные работы. Скажем каждую неделю в пятницу или субботу.
Обычно убедить Заказчика, что так удобнее и для него, проблем не составляет. Аргументы могут быть разные, скажем ему не нужно платить сразу значительную сумму, проще контролировать объемы и качество выполняемых работ.
- Берем небольшой аванс, который гарантируем погасить в первую же неделю. Обоснование по ситуации: затраты на перебазировку, предварительную подготовку, нужно приобрести уникальную оснастку, расходные комплектующие, заказать молебен и т. п.
- В конце недели выдаем заказчику отчет: работ выполнено на N руб., прочие траты в рамках сметы столько-то.
"Аванс перекрыт вдвое, для продолжения работ с вас такая-то сумма. Глядите, считайте, проверяйте — у нас все без обману!
Можно мелкими купюрами. "
Такие отчетики лучше делать нарастающим итогом, в двух экземплярах. В крупных строительных фирмах для этого существуют два документа: акт и справка о выполненных работах (формы КС-2 и 3).
Таким образом, если в процессе работы вы все же поругаетесь, убытки будут минимальны. Более того, останетесь пусть с меньшей, но прибылью.
Ссылка на образцы бланков (вариант) ниже.
Разумеется, в каждом конкретном случае возможны индивидуальные тонкости и нюансы. Тем не менее, общие принципы изложенных в статье приемов работают и довольно успешно.
Обещанные образцы документов скачать
Как вести себя если вы заказчик читайте.
* Цитата из анекдота, о лягушке попавшей в Африку. Сидя на голове у бегемота она ворчит: «А хвалили — Африка, Африка... Ничего хорошего! Болото холодное, комары невкусные... Да еще бегемот какой-то к заднице прилип!».
На этом разрешите откланяться. Как обычно, жду оценок, комментариев, вопросов.