Двухтысячные были годами дорогой нефти. Как следствие, это также были годы богатых российских туристов, которые в больших количествах появлялись во всех странах мира, а Египет, Турция и Таиланд вовсе получили неофициальный статус удалённых дач для россиян. Таиланд тогда и сейчас многие соотечественники почему-то считали отсталой банановой республикой. На самом деле Таиланд - локальный экономический лидер.
Да, когда-то тайцы выращивали риса больше всех в мире, да они и сейчас в лидерах по производству многих сельхоз культур. Однако сельское хозяйство сейчас составляет менее 20% ВВП. Огромную роль в экономике страны играет промышленное производство. Самый большой доход Таиланд получает благодаря производству жёстких дисков. Да-да, тех самых, которые российские телекоммуникационные компании были вынуждены закупить в огромных количествах, чтобы соответствовать пакету Яровой. Заботливые руки трудолюбивых сиамцев собирали харды, на которых теперь хранится вся переписка и прослушка россиян.
Помимо электроники Таиланд силён в автомобилестроении. В стране работают заводы японских и американских автомобильных компаний. Да, тайцы собирают "чужие" автомобили, зато занимают третье место в Азии по сборке авто - после Китая и Японии.
Есть в стране и своя нефть и газ. Правда они её почти не экспортируют. Лишь насыщают внутренний рынок, создавая здоровую конкуренцию. Из-за этого цены бензина на заправках определяет рынок, а не картельный сговор. Они оперативно реагируют на изменения цены нефти, чем к сожалению мы похвастаться не можем.
Туризм приносит в казну страны всего 10% дохода, и эта цифра всё время растёт в абсолютном значении, но уменьшается доля туризма во вкладе в ВВП в целом - эта сфера растёт медленнее других.
В сухом остатке тайцы имеют диверсифицированную экономику. Есть несколько крупных статей дохода: сельское хозяйство, электроника, автомобилестроение, туризм. Есть куча менее значимых источников пополнения бюджета: добывающая и обрабатывающая промышленность, топливно-энергетический комплекс, растущий рынок недвижимости. Такая экономическая модель показала себя очень жизнеспособной. После Азиатского экономического кризиса, который случился в 1997 году, тайский бат подешевел относительно доллара с 26 до 53 бат за 1$. Такое и в истории нашего рубля случалось (неоднократно), не правда ли? Однако все последующие годы бат демонстрировал устойчивый восходящий тренд, и сейчас кросс-курс USD/THB составляет 33 бата за 1$.
Инфляция в Таиланде тоже находится на необычайно низком уровне. С 1997 года среднегодовой показатель инфляции лишь дважды перевалил за отметку 5% - в 2005 году страна восстанавливалась после разрушительного цунами 2004, а в 2009 переживала последствия мирового экономического кризиса. За тот же промежуток времени с 1997 года по наши дни трижды показатель инфляции уходил в минус. Есть такое слово - "дефляция". Это когда всё становится дешевле. Так вот за последние 20 лет в Таиланде это случалось трижды! В 2010 цены на всё снизились в среднем почти на 5%! В последние несколько лет инфляция в Таиланде болтается на околонулевой отметке. Это закономерный результат грамотной организации экономической модели. Дешёвая нефть не обрушивает экономику Таиланда и котировки национальной валюты, а лишь гарантирует снижение цен на бензин.
Спасибо за внимание друзья! Был рад посублимировать здесь переживания за судьбу страны в творчество. Ставьте лайк, если рады за успешный Таиланд. Пишите комментарий, если вам есть что добавить или опровергнуть. Не забывайте о подписке на канал, берегите себя. До встречи!