Найти в Дзене
ПАНТОГРАФ

Ужгородская детская железная дорога

С 1976 по середину 1987 года мы проживали в Закарпатской области УССР. Жили в городах Свалява и Мукачево, соответственно в основном в них и бывали, правда было еще две поездки в городок Перечин, также бывали в Ракошино, еще с отцом ездил на полигоны. Однако Ужгород долгое время оставался особняком, хотя и являлся областным центром. В 1987 году отца перевели в ЧССР, соответственно приходилось часто бывать перед отъездом как в Чопе, так и Ужгороде для оформления разных бумаг. В одной из прогулок по Ужгороду я на противоположном берегу реки Уж заметил состав из одного локомотива и нескольких пассажирских вагонов, состав отличался от тех, что работают на большой железной дороге. Разумеется я попросил меня туда отвести, в итоге мы вышли к станции, которая тогда называлась «Пионерская» (ныне «Молодежная»), платформа, однопутный путь непривычной узкой колеи и здание «вокзала», мы вошли внутрь, там были разные самодельные модели и поделки, но больше всего поразил меня большой макет, как мне ка

С 1976 по середину 1987 года мы проживали в Закарпатской области УССР. Жили в городах Свалява и Мукачево, соответственно в основном в них и бывали, правда было еще две поездки в городок Перечин, также бывали в Ракошино, еще с отцом ездил на полигоны. Однако Ужгород долгое время оставался особняком, хотя и являлся областным центром. В 1987 году отца перевели в ЧССР, соответственно приходилось часто бывать перед отъездом как в Чопе, так и Ужгороде для оформления разных бумаг. В одной из прогулок по Ужгороду я на противоположном берегу реки Уж заметил состав из одного локомотива и нескольких пассажирских вагонов, состав отличался от тех, что работают на большой железной дороге. Разумеется я попросил меня туда отвести, в итоге мы вышли к станции, которая тогда называлась «Пионерская» (ныне «Молодежная»), платформа, однопутный путь непривычной узкой колеи и здание «вокзала», мы вошли внутрь, там были разные самодельные модели и поделки, но больше всего поразил меня большой макет, как мне кажется по воспоминаниям он был типоразмера ТТ. Локомотив возможно был ТУ3, воспоминания о нем смутные, я помню он был красного цвета, а в сериях подвижного состава я в те годы еще не ориентировался.

Вход на детскую железную дорогу
Вход на детскую железную дорогу
Симпатичный домик рядом
Симпатичный домик рядом
А вот и платформа станции "Молодежная"
А вот и платформа станции "Молодежная"

В 2009 году в августе мною и одним из московских коллег была совершена первая поездка по Украине, естественно в конечном итоге путь привел в Закарпатскую область, ведь очень хотелось увидеть места, где прошла немалая часть детства. 20 августа 2009 года мы посетили Ужгород, и, естественно, среди прочего отправились на детскую железную дорогу. Мы посетили станцию «Молодежная», осмотрели состав из тепловоза ТУ2-018 и двух вагонов ПВ40, зашли внутрь вокзала. Макета там обнаружено не было, но в старом шкафчике остались кое-какие детские поделки, например железнодорожный состав, изготовленный в 1980 году участниками кружка «Юный моделист» при Ужгородской детской железной дороге. Там же были модели выдуманного локомотива «Карпаты» и снегоуборочной машины. Интересен языковой контраст, все надписи на железной дороге уже в 2009 году были выполнены на украинском языке, в то время как в сохранившемся стенде советских времен описания на русском языке.

Вагон ПВ40
Вагон ПВ40
Состав с юными пассажирами готовится к отправке
Состав с юными пассажирами готовится к отправке
Дорога вперед
Дорога вперед

Сделав несколько фотографий и осмотревшись мы пошли дальше путешествовать по ужгородским улочкам, посетили замок. В последнем находится краеведческий музей, но это уже другая история.

Тепловоз ТУ2-018 на станции, оформленный в политическую рекламу
Тепловоз ТУ2-018 на станции, оформленный в политическую рекламу
Состав во главе с ТУ2-018 на станции
Состав во главе с ТУ2-018 на станции
Стенд с моделями, изготовленными участниками детского кружка в советские годы, все надписи выполнены на русском языке
Стенд с моделями, изготовленными участниками детского кружка в советские годы, все надписи выполнены на русском языке

Движение поездов на Ужгородской детской железной дороге было открыто в августе 1947 года. Железная дорога является самой короткой по протяженности на Украине, протяженность линии - 1,2 км главного хода, оборудованного полуавтоматической блокировкой. Имеются две станции: Молодежная и Парк. Подвижной состав - тепловоз ТУ2-018 и два пассажирских вагона. При железной дороге имеется учебная группа «Юный железнодорожник». За период летней практики на детской железной дороге перевозится около 8 тысяч пассажиров. Первоначально на дороге работали паровоз и два пассажирских вагона. В конце 60-х годов прошлого века на дорогу поступили тепловоз ТУ3, вагоны ПВ40 и тепловозы ТУ2, включая ТУ2-018. В 1990-х годах были списаны тепловоз ТУ3 и один из тепловозов ТУ2. С той поры на дороге находились тепловоз ТУ2-018 и два вагона ПВ40. В 2000 — 2010 годы периодически вставал вопрос о закрытии детской железной дороги в Ужгороде, при этом дорога имела два перерыва в своей работе, пока в начале 2016 года Ужгородская детская железная дорога не была передана на баланс города, что дало дороге фактически второе рождение. В этом же году тепловоз ТУ2-018 был отправлен на ремонт, а взамен него с Боржавской узкоколейки поступил тепловоз ТУ2-098.

Поезд с юными пассажирами отправился в путь
Поезд с юными пассажирами отправился в путь

ДДН. Фото автора от 20.08.2009 года.

Вы можете ознакомиться с другими материалами канала по теме:

Детская железная дорога в Днепропетровске

Полуэлектричка/полутрамвай в горах Словакии

Боржавская узкоколейка. Краткий очерк и фотоотчет 2011 года

-11