Найти в Дзене
Стерео-пара

"Великий диктатор": смелая пародия, ставшая оружием против нацизма

Сегодня я расскажу вам о замечательном фильме 1940 года выпуска, который интересно посмотреть даже сейчас и который имеет немалую историческую ценность. Это комедия "Великий диктатор", где Чарли Чаплин выступил как режиссер, продюсер, сценарист и центральный актер. Фильм высмеивает и изобличает нацизм и лично Гитлера. Это был довольно смелый для Чаплина поступок, т.к. США тогда еще не вступили во Вторую мировую войну и поддерживали нейтральные отношения с нацистской Германией. Германия в фильме заменена на вымышленную страну Томэнию, диктатора зовут Аденоид Хинкель, был даже подобран символ герба, похожий на свастику, но отличающийся от нее. Главный герой - еврей-парикмахер, один-в-один похожий на Хинкеля. Он сталкивается с началом гонений на евреев, а потом по случайности его принимают за диктатора, в результате чего герой оказывается на сцене перед огромной площадью, заполненной людьми, которые ожидают от него воодушевляющей речи. Самые яркие сцены в фильме - это как раз речи. Их дв
Оглавление
Раскрашенный кадр черно-белого фильма
Раскрашенный кадр черно-белого фильма

Сегодня я расскажу вам о замечательном фильме 1940 года выпуска, который интересно посмотреть даже сейчас и который имеет немалую историческую ценность. Это комедия "Великий диктатор", где Чарли Чаплин выступил как режиссер, продюсер, сценарист и центральный актер. Фильм высмеивает и изобличает нацизм и лично Гитлера. Это был довольно смелый для Чаплина поступок, т.к. США тогда еще не вступили во Вторую мировую войну и поддерживали нейтральные отношения с нацистской Германией.

Германия в фильме заменена на вымышленную страну Томэнию, диктатора зовут Аденоид Хинкель, был даже подобран символ герба, похожий на свастику, но отличающийся от нее. Главный герой - еврей-парикмахер, один-в-один похожий на Хинкеля. Он сталкивается с началом гонений на евреев, а потом по случайности его принимают за диктатора, в результате чего герой оказывается на сцене перед огромной площадью, заполненной людьми, которые ожидают от него воодушевляющей речи. Самые яркие сцены в фильме - это как раз речи. Их две. В первой половине фильма нам показывают речь Хинкеля. В конце - оказавшегося на его месте еврея. Первая из них является самой яркой, смешной и умной пародией, какую я когда-либо видел. И мне до сих пор трудно поверить, что это была импровизация.

Убийственная пародия и воззвание к человечности

Кадр из речи Хинкеля
Кадр из речи Хинкеля

Во-первых, Чаплин внешне похож на Гитлера больше, чем сам Гитлер. Тот по сравнению с ним как бледное подражание. Во-вторых, великий комедиант очень точно передает манеру пропагандистских речей злодея, смешивая немецкие слова, вкрапления английских (чтобы зритель интуитивно понимал направление мысли) и выдуманные слова, похожие по звучанию на немецкие, но часто имеющие знакомые общеевропейские корни. И опять же эта истерично-воинственная манера речи настолько хорошо пародирует оригинал, что такая пародия становится оружием. Уверен, что одурманенный нацистской пропагандой немец, увидев эту пародию, не смог бы потом слушать самого Гитлера, чары были бы разрушены. Довершает картину голос переводчика за кадром. Он переводит речь Хинкеля для томанских зрителей порциями, причем перевод часто полностью противоречит тону самого выступления (например, после угрожающей гневной тирады говорит о мирных намерениях), что очень смешно и опять же изобличает истинное лицо диктатора. Я, конечно, не думаю, что этот фильм сыграл какую-то существенную роль в победе над нацизмом. Но он однозначно был мощным выстрелом по его идеологии и харизме вождя.

Кадр из речи цирюльника
Кадр из речи цирюльника

Вторая речь, конечно, совершенно непохожа на первую. Это, по сути, выступление самого Чаплина против угрозы милитаризма, национализма, предубеждений. Призыв к миру, воззвание к разуму и человечности. Если понимать, что происходило в мире, что его волновало - и что ожидало мир в последующие годы - то, возможно, эта речь кого-то даже тронет до слез.

В фильме также есть классические чаплинские сцены в его привычном образе из немого кино - образе Бродяги (котелок, пиджачок широкие штаны и трость). Нам показывают, как на главного героя нападают полицейские, а он пытается от них ускользнуть, что рождает массу классических комических моментов типа падений, кидания чем-нибудь и пакостей, причиняемых преследователям по неловкости убегающего.

Цирюльник и полицейский
Цирюльник и полицейский

Творение великого актера

С точки зрения кинематографического искусства и роли для карьеры Чаплина, этот фильм тоже примечателен. С появлением звукового кино карьера многих комиков немой эпохи пошла на спад. Ведь теперь им приходилось работать, смешить зрителя еще и голосом. И мало того, что этому нужно было учиться, голос ведь мог просто не быть смешным или даже вообще артистичным. Это было испытание, которое многие не прошли. Чаплин же прошел с честью. Его голос идеально подходил к образу, работал на комизм и даже дал ему возможность так блестяще пародировать нацистского лидера.

Еще одна гениальная сцена - мечтательный танец диктатора с надувным глобусом
Еще одна гениальная сцена - мечтательный танец диктатора с надувным глобусом

Должен признать, что редко смотрю старые фильмы. А настолько старые - тем более. Но когда соприкасаюсь с шедеврами классики, понимаю, что шедеврами они зовутся не зря.