Бывают короли-воины, бывают короли-сластолюбцы, а бывают короли-калеки. Эти короли не могут вести за собой войска, взять в руки оружие или сражаться на турнирах. Если такое просиходило в средние века, то могло обернуться трагедией для всего королевства. Но случилось так, что увечье стало благом.
Столетняя война числится среди величайших бедствий Европы, она настолько важна, что во Франции дату снятия осады Орлеана Жанной д`Арк отмечают по сей день, хотя это 8 мая. На протяжении этой войны, длившейся 116 лет, Франции очень не везло с королями, рыцари и безумцы правили дольше, чем правители действительно приличные. У короля-рыцаря Иоанна II Доброго был сын Карл, увечный с детства и не способный к рыцарским забавам. Вот этот Карл и стал приличным королем.
Наследник французского престола, родители которого не были слишком молоды, а деды славились своей силой и здоровьем, родился слабым и болезненным. Конечно, была надежда, что младенец не выживет, но нет. Чем старше становился Карл, тем яснее было видно, он не может держать в правой руке ничего тяжелого, тренировки с оружием приводят только к тому, что она распухает и долгое время остается такой. Французский двор короля-рыцаря Иоанна II Доброго понял, что дофин так себе правитель. Представьте, его отец то пятается возродить Круг стол короля Артура, то только выйдя из английского плена инициирует крестовый поход, а сын не разделяет эти идеи и собирает вокруг себя интеллектуалов.
Карл, которого потом назовут Мудрым, оказался человеком с изумительно адекватной самооценкой, чудо для той среды, в которой он воспитывался. Хилый, болезненный, он не интересовался рыцарскими забавами, но очень четко понимал свой долг правителя, как регулятора и защитника. Вместо короля-рыцаря Франция получила короля-книжника и короля-законника. Он стремлся минимизировать военные действия, предпочитая дипломатию оружию. Ситуация для страны была очень плохой, война перешла в фазу постоянных набегов, расплодились банды разбойников, многие сеньеоры стремились отложиться от королевства.
Здесь вы должны спросить меня, какое отношение к это имеет королевское тело? Прямое, король не вел войну самостоятельно, отдавая эту часть управления государством тем, кто мог сделать это лучше. Карл Мудрый умел находить профессионалов в своем деле и отдавать им право решения проблем. Он вручил меч коннетабля Франции бретонскому рыцарю Бертрану дю Геклену, который сумел организовать постепенную чистку Франции от банд и разрозненых войск.
Его военные действия не вызывали восторга у королевских родственников и стронников рыцарственной войны. Но новая тактика стоила дешевле и привела к тому, что агличане были вытеснены с большей части Франции. В это время король занимался дипломатией и внутренней политикой, держал очень скромный двор, добился покорности своей родни, уже видевшей себя самостоятельными властителями, и сумел подарить государству передышку в Столетней войне. Французские историки считают, что физическое увечье короля стало благом для страны и не позволило ей распасться или стать английской провинцией.
Король умер, оставив несовершеннолетнего наследника, все его заслуги пошли прахом, а хорошо продуманная система перехода власти была перечернута раньше, чем гроб короля опустили в могилу. Его сын окажется безумным, его внучки принесут безумие в Англию. Где произошел генетический сбой, теперь выяснить сложно.
Но это не подвластно человеку, а вот умение слушать профессионалов, знать меру своих возможностей самые лучшие качества правителя, и сегодня и сейчас.
Р.S. Подписывайтесь на мой канал о истории тела! Будет интересно!