К сожалению, мы так и не увидели старт сезона в Австралии и, похоже, еще долго будем ждать первой гонки. Календарь изрядно перетряхнут, и неизвестно, удастся ли провести полноценный чемпионат, но, будем надеяться, что эпидемия к лету пойдет на спад, и у нас появится шанс увидеть любимый спорт в деле. Наскоро организованные виртуальные заезды, конечно, не заменят реальной борьбы на трассе, но ради интереса можете разок глянуть, это местами весьма интересные гонки, особенно учитывая, что в них участвуют реальные гонщики и соперничают между собой :) Ну а пока есть время, посмотрим на то, что из себя представляет современный пит-уолл и кто там работает.
За семьдесят лет существования Формулы 1 у нее появились свои отличительные черты. Есть стартовая решетка и клетчатый флаг. Пит-стопы, шампанское, подиум и узнаваемая мелодия во время награждения. И как символ стратегии и управления гонкой существует пит-уолл.
Спустя десятилетия, однако, положение людей и их должности на пит-уолл менялись. Ушли времена, когда там были усатые руководители команд, жены и подруги с секундомерами и раскруговкой на листах. Сейчас там более квалифицированные и технически подкованные люди. Но символизм все еще присутствует, ведь, когда режиссер хочет указать на напряженность момента в гонке, он непременно переключает камеру на пит-уолл.
В современной Формуле 1 каждая команда по-своему организовывает это место. Кто-то имеет там четырех человек, а кто-то аж семь. Некоторые имеют постоянный состав на протяжении всех сессий, а кто меняет инженеров в зависимости от потребностей. Там могут быть и стратеги и технический директор. Человек на месте может быть постоянно включен в процесс, а может просто быть демонстрацией мягкой силы. Некоторые руководители признаются, что сидят на пит-уолл, чтобы не мешать персоналу в и так заполненном гараже.
Но важно ли все это? Близость к трассе раньше была необходима, потому что надо было вести учет кругов, а подсказки с пит-уолл могли подаваться голосом. Сейчас есть радио, тайминг, GPS – так ли вообще он нужен? Спортивный директор Ferrari Лоран Мекис сидит ровно посередине семиместного пит-уолл команды. Он признает, что, возможно, технологии уже устранили исходное назначение объекта, но считает, что расположение руководителей и ведущих инженеров там все еще имеет смысл.
«Да, это характерная черта Ф1, ее наследие, но не надо забывать, что мы придерживаемся традиций тоже, потому что (не надо это забывать), мы тоже фанаты этого спорта. Это особенность Формулы 1. Помимо этого, есть и другие причины, зачем нужен пит-уолл. Было бы легко потеряться в потоке цифр и информации, сидя в моторхоуме или в гараже. Вы можете упустить что-то, что происходит на пит-лейне, изменения погоды. Даже машина, проезжающая мира, может начать звучать по-другому – может, что-то не так. Поэтому имеет смысл быть рядом, видеть, слышать, чувствовать».
И на пит-уолл у Ferrari находятся те, кто имеет непосредственное отношение к тому, что происходит на трассе. Глядя из гаража команды, вы увидите спины (слева направо): инженера Шарля Леклера Хавьер Маркос Падрос; руководителя взаимодействия на трассе Клаудио Альбертини; главного стратега Инаки Руэда; главного гоночного инженера Маттео Тониналли; Лорана Мекиса; руководителя команды Маттиа Бинотто и инженера Себастьяна Феттеля Рикардо Адами.
Гоночные инженеры выполняют несколько иную роль, чем остальные пятеро. Как и в других командах, они присутствуют на пит-уолл только во время гонки. Во время тренировок и квалификации они находятся рядом с машиной. Мекис добавляет: «Близость к машине важна. Гоночные инженеры должны видеть, какие изменения с машиной происходят, они должны видеть механика номер один и гонщика. Во время гонки они с нами. Думаю, иначе они бы чувствовали себя одиноко в гараже, когда машины нет рядом!»
Это может показаться странным, но не всегда решения принимаются быстрее, когда все находятся рядом. Несмотря на близость сотрудников друг к другу, все обсуждается по радио вместе с теми, кто в гараже и даже теми, кто находится на базе. Но, несмотря на это, расположение мест на пит-уолл сделано так, чтобы люди могли работать группой, и взаимодействие именно между ними могло происходить даже на уровне жестов – указанием на экран или движением бровей. Расположение гоночных инженеров на разных концах – это тоже часть тактики: они лучше видят трек, а также им не мешают движения и жесты других людей. Мекис объясняет: «Как и в любой непростой рабочей среде, мы стараемся минимизировать объем разговоров и как можно меньше дергать гоночных инженеров. Однако, остальные пятеро общаются довольно много. Когда речь идет о взаимодействии, я большую часть времени общаюсь с остальными четырьмя людьми рядом.
У Ferrari на пит-уолл людей больше, чем у других команд. Есть определенное число сотрудников, которым разрешено находиться на трассе, так что тут вопрос в том, как их грамотно использовать. В Формуле 1 нет стандарта по количеству тех или иных сотрудников и их должностей, так что каждая команда организует работу по-своему. В одной команде один человек может выполнять одну работу, а в другой эта работа будет распределена между несколькими людьми. На пит-уолл можно увидеть частичное распределение этих самых ролей.
В случае Ferrari руководитель взаимодействия на трассе следит за работой механиков и инженеров в гараже, а во время гонки он ответственен за пит-стопы. Главный стратег координирует работу отдела стратегии, большая часть которого находится в Маранелло и анализирует данные каждого гонщика или соперников. Главный гоночный инженер тем временем работает «мостиком» между двумя гоночными инженерами, передавая информацию из одной части гаража в другую, но также обеспечивая связь с инженерами на базе.
Спортивный директор следит за общей слаженностью работы команды, следит за исполнением правил, взаимодействует с центром управления гонкой (некоторые команды объединяют эту задачу и вопросы работы на трассе, так что спортивный директор и менеджер команды могут меняться ролями). Руководитель команды ответственен за все, но часто играет наименьшую роль на пит-уолл, если гонка складывается нормально. Если только не приходится принимать сложные решения, которые должны быть закреплены за главным человеком в команде.
Ключ к правильному принятию решений – это информация. Пока инженеры в гараже занимаются данными в реальном времени, на пит-уолл стараются видеть всю картину в целом. Мекис: «Я смотрю на положение наших машин относительно соперников, пытаясь понять, где мы находимся. Гоночные инженеры в основном занимаются своими машинами, следят за тем, что происходит с гонщиком. У нас есть вся нужная информация: телеметрия, GPS, радио всех команд, погодный радар. Необходимо выбирать только важное, в этом состоит эффективность работы, особенно в трудные минуты. Все конфигурируют экраны под себя, в зависимости от того, что они хотят видеть, так что, если кто-то передвигает ваш экран, вы не обрадуетесь!»
Один из экранов, который един у всех, это общая трансляция. Да, люди на пит-уолл и в гараже смотрят такую же трансляцию гонки, как и болельщики у себя дома. И, поскольку есть небольшая задержка в передаче сигнала, это создает небольшой элемент дистанции. Мекис добавляет: «Всегда интересно, когда ты на пит-уолл, погружен в гонку. Ты слышишь рев толпы и только через пару секунд видишь это на экране, в этом время все на пит-уолл нервничают, потому что из-за этого гонка может измениться за секунду. В реальности это очень остро чувствуется».
Пока механики и инженеры в гараже эмоционально поддерживают своих и нервничают, команда на пит-уолл старается сохранять максимальное спокойствие. Режиссеры трансляции смекнули, что происходящее на пит-уолл не менее интересно, особенно в моменты напряжения в гонке. Но ведь это лучшие места, так что едва ли кто-то может отказаться от того, чтобы находиться на пит-уолл. «Машины проносятся рядом, проезжают по пит-лейну. Шум толпы оглушает тебя, механики проводят пит-стопы, а вы в середине всего этого. Разве есть места лучше?»
Это перевод статьи Мэтта Юсона с сайта Formula1.com от 4 февраля 2020.
Фото: Formula1.com