Найти тему

Почему от коронавируса больше всех наверняка пострадают женщины.

Семейный портрет.
Семейный портрет.

Во всем мире независимость (и не только она!) женщин станет тихой жертвой пандемии.

Чисто как физическая болезнь коронавирус, кажется, затрагивает женщин менее серьезно.

Но за последние несколько дней обсуждение пандемии поневоле расширилось, потому что мы переживаем не только кризис общественного здравоохранения, но и экономический.

Потому что большая часть нормальной жизни приостанавливается на три месяца или более, потеря работы неизбежна. Школы закрываются, работа по уходу за детьми из оплачиваемой экономики - детских садов, школ, нянь - переходит в неоплачиваемую - в сиены родного дома или квартиры.

Коронавирус разрушает сделку, которую заключили многие семейные пары с двойным доходом в развитом мире: мы оба можем работать, поэтому кто-то другой может присматривать за нашими детьми или престарелыми родителями.

Вместо этого пары должны будут решить, кто из них получит удар: будет вынужден бросить работы, отказаться от карьеры.

В этой ситуации одним из наиболее раздражающих факторов является неспособность цивилизованного мира извлечь уроки из истории: кризис Эболы в трех африканских странах в 2014 году, Зика в 2015–2016 годах, недавние вспышки ОРВИ, свиного гриппа и птичьего гриппа. Ученые, которые изучали эти эпизоды, обнаружили, что эти заболевания оказывают глубокое и продолжительное влияние на гендерное равенство.

"Вспышка Эболы в Западной Африке повлияла на доходы всех людей, - заявила Джулия Смит, исследователь политики здравоохранения в Университете Саймона Фрейзера, - но доходы мужчин вернулись быстрее к тому уровню, который существовал до вспышки, чем доходы женщин. И подобные эффекты эпидемии могут длиться годами.

На индивидуальном уровне выбор многих пар в течение следующих нескольких месяцев будет иметь чисто экономический смысл.

Что нужно пациентам с пандемией? Чтобы за ними присматривали. Что нужно самоизолирующимся пожилым людям? Чтобы за ними присматривали. Что нужно детям, чтобы они не ходили в школу? Чтобы за ними присматривали. Весь этот уход - этот неоплачиваемый заботливый труд - будет в большей степени ложиться на плечи женщин из-за существующей структуры рабочей силы.

Речь идет не только о социальных нормах женщин, выполняющих функции по уходу; это также практичность. Кому платят меньше? Кто наиболее гибок, приспособляем? Согласно данным британского правительства, 40 процентов работающих женщин работают неполный рабочий день по сравнению с 13 процентами мужчин в этой же категории.

В гетеросексуальных отношениях женщины с большей вероятностью будут получать меньше, а это означает, что их работа считается более низким приоритетом, когда происходят социальные сбои, подобные последствиям распространения коронавируса.

И эта явная несправедливость может длиться месяцы, а не недели. Заработок некоторых женщин никогда не восстановится. Когда школы будут закрыты, многие отцы, несомненно, найдут способ присматривать за детьми или престарелыми родственниками, но это не станет всеобщим явлением.

Одни из самых незабываемых данных по Сьерра-Леоне, страна, серьезнее других пострадавшая от Эболы, были те, что с 2013 по 2016 год во время вспышки от акушерских осложнений умерло больше женщин, чем от самой инфекционной болезни. Но эти смерти, как и незаметный заботливый труд, на котором паразитирует современная экономика, привлекают меньше внимания, чем непосредственные проблемы, вызванные эпидемией. Эти смерти принимаются как должное. И таких примеров немало.

В своей книге "Невидимые женщины" Кэролайн Криадо Перес отмечает, что во время эпидемий Зика и Эбола было опубликовано 29 миллионов статей в более чем 15 000 рецензируемых изданиях, но менее 1% исследовали гендерные последствия вспышек заболеваний. До сих пор нет ни одного гендерного анализа вспышки коронавируса.

Как в богатых, так и в бедных странах показатели насилия в семье, как утверждают специалисты, будут расти в периоды карантина. Стресс, потребление алкоголя и финансовые трудности - все это считается причиной насилия в семье, и карантинные меры, применяемые во всем мире, увеличат все это в три раза.

Однако исследователи разочарованы тем, что подобные выводы не дошли до политиков, которые по-прежнему придерживаются нейтрального с гендерной точки зрения подхода к пандемиям. Они также обеспокоены тем, что возможности для сбора высококачественных данных, которые будут полезны в будущем, упускаются.

Например, у нас мало информации о том, как вирусы, подобные коронавирусу, влияют на беременных женщин - отсюда и противоречивые советы во время нынешнего кризиса.

Эпидемии неизбежны, но необходимо противостоять искушению утверждать, что гендер является побочной проблемой, отвлекающим от реального кризиса.