28 июня 1914 года тайная организация сербских патриотов «Молодая Босния», членом которой был 19-летний Гаврило Принцип, предприняла попытку убить наследника престола Австро-Венгрии - эрцгерцога Франца Фердинанда. Босния тогда была австрийской провинцией, а жившие там сербы мечтали избавиться от чужеземной власти и воссоединиться с Сербией. Покушение наметили провести во время приезда Франца Фердинанда в Сараево.
Сообщник Принципа Неделько Чабринович должен был бросить бомбу под экипаж, где ехали эрцгерцог и его жена. Однако бомба вовремя не сработала, а взорвалась, когда уже рядом с ней проезжал следующий автомобиль. Охваченный паникой Чабринович проглотил пилюлю с цианидом и бросился в реку, которая текла поблизости. Но покончить с собой ему не удалось – яд был недостаточно сильным и лишь вызвал рвоту, а река оказалась очень мелкой. Его избили и задержали. Гаврило Принцип должен был страховать товарищей и имел при себе бомбу и браунинг, однако не решился ими воспользоваться, так как не был уверен, что среди возникшей неразберихи попадет в эрцгерцога. Опустошенный и подавленный неудачей Гаврило Принцип решил затеряться в толпе и спрятался в продовольственной лавке под видом обычного покупателя.
Некоторое время спустя, придя в себя после взрыва, эрцгерцог Франц Фердинанд приказал своему водителю ехать в больницу, чтобы вместе с женой навестить своих спутников, раненных при неудачном покушении на супругов. В суматохе водитель свернул не туда и, пытаясь развернуть автомобиль, остановился прямо перед заведением, где находился Принцип. Серб заметил эрцгерцога, вышел на улицу, мигом достал пистолет и успел сделать два выстрела. Одна пуля попала эрцгерцогу в шею, другая в живот его жене. Оба ранения оказались смертельными.
Так, из-за рокового стечения обстоятельств, покушение все же удалось осуществить. Смерть эрцгерцога Франца Фердинанда привела к Первой мировой войне, в которой погибло не менее 20 млн. человек и были разрушены четыре великие империи: Российская, Германская, Османская и уже упомянутая Австро-Венгрия. В Сербии, за которую сражались террористы «Молодой Боснии», погибло по самым скромным подсчетам 10% населения страны. Тем не менее, Босния по итогам войны все же объединилась с Сербией и другими югославянскими землями в одно государство. Однако Гаврило Принцип этого не увидел, так как умер от чахотки в австрийской тюрьме за полгода до конца Первой мировой .